Художественные произведения неизбежно подвергаются воздействию времени. Через века их цвет поблекает, пленка их цвета разрушается, или они повреждаются из-за неправильного хранения (см. в том числе Венера Милосская).

Если произведение искусства повреждено, реставратор может определить, возможно ли восстановление его прежнего безупречного состояния. Когда получено зеленое световое сигнал, можно начинать работы по реставрации.

К сожалению, результаты таких реставраций не всегда оказываются "лучше" исходного состояния. Именно тогда, когда изменяется характер содержания изображения, даже известные команды по реставрации подвергаются критике.

Как вы увидите, порой также возникают проблемы с ремесленными навыками реставратора, которых не хватает для выполнения работы.

Вот три примера сильно критикуемых реставраций картин, над которыми консультанты отчаянно работают и которые вызывают много насмешек в онлайне.

Реставрации в Сикстинской капелле

Верхняя часть лунеты с изображением Исая, Давида и Соломона до и после реставрации:

Так же, с течением времени прошла реставрация потолочной живописи в Сикстинской капелле - главное произведение Микеланджело. Результаты этой оспариваемой реставрации привели к тому, что Исай потерял зрение.

В большинстве случаев Микеланджело рисовал глаза своих фигур в технике буон-фреско. Лишь в некоторых случаях, когда он работал на сухом гипсе (секко), реставраторы удаляли глаза и не восстанавливали их. Особенно заметно это в лунете с изображением Исая, Давида и Соломона. Глаза Исая (в зеленой рубашке) просто удалили, что изменило выражение лица, задуманное Микеланджело. Взгляды двух других фигур также выглядят еще более пустыми по сравнению с тем, какими они были до реставрации.

Многие историки искусства и реставраторы критикуют подход к реставрации, применяемый Ватиканом, в связи с тем, что он изменяет характер фигур, что не должно происходить, особенно если это так очевидно, как в этом случае.

Реставрация картины Леонардо да Винчи "Анна с сыном и святым Григорием"

Леонардо да Винчи, Анна с троицей (примерно 1510-1513 гг.)

Даже произведения Леонардо да Винчи не обошлись без реставрации, которая, по крайней мере, вызывает споры.

Шедевр эпохи Возрождения, "Анна с троицей", без сомнения, одно из самых ценных произведений искусства в мире - если вообще можно оценить его стоимость - был восстановлен специалистами Лувра в 2011 году. Основной задачей было обновление последних слоев верниша и восстановление цвета.

Если раньше преобладали темные оттенки, то сегодня картина оживает яркими красками, будто события происходят в солнечный день.

Два других эксперта-художника Лувра, критически относящиеся к методам музея, прекратили свою работу в самом посещаемом музее в мире в знак протеста. По их мнению, реставраторы создали яркость и эффект, которые оригинально не задумывал да Винчи.

Ecce Homo становится Ecce Mono

В первом десятилетии 20-го века испанский художник и профессор Элиас Гарсия Мартинес создал произведение искусства Ecce Homo, на котором изображен Иисус с терновым венцом. Работа выполнена в виде фрески в часовне Святого Милосердия в городе Борха в Испании.

До 2012 года никто особенно не заинтересовался работой, когда тогда 82-летняя секретарь церкви Чечилия Хименес решила восстановить ее. После восстановления ситуация изменилась. Благодаря результату, который почти так плох, что это снова "особенное", церковь с ее немногими жителями, фреска и два художника стали известны.

Восстановленная работа до сих пор находится в церкви и была непрофессионально переименована многими в «Экс Моно» (Моно, испанский для обезьяны).

Проблемы с реставрацией картин

Одна из основных проблем при реставрации картин заключается в том, что материалы, которые были идеальными, больше не существуют. Единицы предприятий все еще молотят ляпис-лазурь, чтобы использовать его в качестве пигмента. Даже подложки для живописи сегодня отличаются от тех, что были раньше.

Когда материалы были приближенно воссозданы, они должны состариться так же, как и остальная часть картины. Если они этого не делают, последствия могут быть серьезными.

В конечном итоге, существует столько путей, чтобы испортить реставрацию картины, сколько людей, занимающихся ее восстановлением. Каждое восстановление - это еще одна возможность все испортить.

Даже если вы не повредили реальную картину, а просто удалили "пыль времени", всегда будут люди, которым понравилась не тронутая версия лучше.