Рафаэль, полное имя которого Рафаэлло Санти, был итальянским художником Ренессанса. Он родился в Урбино в 1483 году и проявил свой талант уже в молодом возрасте.

Рафаэль известен своими шедеврами в различных жанрах живописи, включая портреты и исторические картины. Его творчество отличается изящной композицией, мягкой палитрой и умением передать глубину человеческой эмоции.

Он работал в Ватикане на протяжении большей части своей карьеры и создал много известных произведений искусства для папского двора. Одной из его самых знаменитых работ является фреска "Афинская школа", которая изображает центральную философскую дискуссию Античности.

Рафаэль также был известен своей мастерской и оказал значительное влияние на последующие поколения художников. Его работы вдохновляли искусствоведов и поклонников искусства со всего мира.

К сожалению, Рафаэль скончался в свои 37 лет от лихорадки, но его наследие продолжает жить и вдохновлять людей по сей день.

С всего лишь 37 лет активной и страстной деятельности Рафаэль стал частью живописи на ее пике в итальянском Высоком Возрождении. Его жизнерадостность передавалась на холсте, где его умение представлять идеалы красоты гуманизма было захватывающе новаторским.

Он считается равноценной частью "троицы" великих художников того времени наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Основные идеи о Рафаэле

Биография художника

Детство

Рафаэло Санцио да Урбино родился 6 апреля 1483 года в семье Джованни Санти ди Пьетро и Маджии ди Баттисты ди Николы Чарла, которые происходили из состоятельных купеческих семей из Урбино и Кольбордоло. В то время Урбино был процветающим культурным центром, и отец Рафаэля работал художником для Федериго да Монтефельтро, герцога Урбино, где он вел известную студию.

Рафаэль был единственным из троих детей, который пережил раннее детство. Его мать умерла в 1491 году, когда Рафаэлю было восемь лет, и в следующем году его отец вступил в брак с Бернардиной, дочерью золотого ювелира.

Возможно, одной из самых значимых личностей в жизни Рафаэля является его отец, который оказал большое влияние на его раннее художественное образование. По словам биографа Джорджо Вазари, отец также устроил Рафаэля в восемь лет на работу в мастерской итальянского художника эпохи Возрождения, Пьетро Перуджино. Точная дата начала этого обучения неизвестна, но мы знаем, что в год смерти отца, в 1494 году, Рафаэль уже работал помощником в мастерской Перуджино.

После смерти Джованни Рафаэль унаследовал мастерскую от своего отца, а его казначеем стал брат Джованни. Дядя продолжал руководить мастерской, в то время как Рафаэль продолжал работать в мастерской своего отца.

Раннее образование и ранние работы

Несмотря на то что Рафаэль был обучен художником придворного живописца Тимотео Вити в Урбино, Перуджино считается значительным художественным влиянием на Рафаэля. В возрасте всего 17 лет его художественные способности были настолько велики, что невозможно было различить между почерком Перуджино и его ученика в стиле и технике.

В 1500 году Рафаэль получил свой первый заказ на алтарную картину, посвященную святому Николаю Толентинскому. Картина была предназначена для часовни Андреа Барончи в церкви Святого Августина в городе Читта-ди-Кастелло, неподалеку от Урбино. К сожалению, алтарная картина была повреждена при землетрясении в 1789 году, и сегодня сохранились только фрагменты, которые распределены по различным коллекциям по всему миру.

Рафаэль, Пала от блаженного Николая Толентинского, 1500/1501 гг.

1504 году Рафаэль по приглашению художника Пинтурччо перебрался в Сиену, чтобы подготовить эскизы для фресок в библиотеке Пикколомини. Затем он отправился во Флоренцию, расцвет центра итальянского Возрождения, где он прожил следующие четыре года. В это время он познакомился со своими двуми главными конкурентами - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Они стали известны как первое трио великих мастеров своего времени, хотя Рафаэль был заметно моложе.

Во Флоренции Fra Бартоломео убедил молодого художника отказаться от изящного и изящного стиля Перуджино в пользу более грандиозного стиля.

Главным художественным влиянием на Рафаэля был Леонардо да Винчи, особенно его композиция, использование жестов, инновационные техники светотени и Сфумато. Используя эту вдохновляющую основу, Рафаэль начал находить свой собственный стиль, который быстро завоевал популярность благодаря легкости композиции, ясности форм и оптическому оформлению.

В это время Рафаэль написал ряд Мадонн, отражающих множество экспериментов Леонардо с реализмом и композицией. Самым известным примером этого была его картина "La belle jardiniere" в 1507 году.

Позднее в этом году его картина "Погребение Христа" показала намеки на произведение Микеланджело "Тондо Дони" 1504 года. Это была способность учиться у других художников и развивать знания в собственном стиле, что, как говорят, разозлило Микеланджело. Он даже обвинил Рафаэля в плагиате.

Художественное совершенство

По рекомендации Донато Браманте, первого архитектора, ответственного за реконструкцию Собора Святого Петра в Риме, папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим. Там он работал как для папы Юлия II, так и для его преемника, папы Льва X, сына Лоренцо де' Медичи. Рим стал его родным городом на ближайшие 12 лет.

Работы Рафаэля в станце делла Сегнатура: Парнас и Школа Афин

В то время, когда Микеланджело в 1508 году рисовал потолок в Сикстинской капелле, Рафаэль начал переобустройство комнат папы Юлия II в Ватикане. Это было его самое важное поручение и отметило его как выдающегося художника при дворе Медичи. Несмотря на то, что он работал над фресками в течение следующих пяти лет, он передал завершение работы своим помощникам согласно его указаниям.

В это время Рафаэль познакомился с банкиром Агостино Киги, который стал одним из его главных покровителей вне церкви. Самым известным заказом, полученным от Киги, был фресковый рисунок Галатеи в его вилле Фарнезина в Риме, спроектированной архитектором Балдассарре Перуцци.

Рафаэль получил свой первый архитектурный заказ от Агостино Киги по проектированию Чиги-капеллы в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в 1513 году. Он также сотрудничал с Браманте над архитектурным оформлением церкви Святого Элигио делли Орефичи в Риме. Эти архитектурные проекты гарантировали ему позицию комиссара по строительству новой базилики Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.

На русском языке Рафаэль объяснил, что в 1514 году он помолвлен с Марией Бибьена, племянницей кардинала Бернардо Довизи Бибьена. Кардинал был пожизненным другом и покровителем, обладал значительной властью на дворе Медичи. Его покровительство было обеспечено папой Юлием II во время его папства, а он сам долгие годы был другом Джованни де Медичи, позднее ставшего папой Льва X. Рафаэль, как известно, принял помолвку под принуждением, потому что уже был влюблен в пекарскую дочку Маргариту Лути. Известно, что Мария Бибьена умерла от неизвестного заболевания в 1520 году, до того, как брак состоялся. Из биографии Рафаэля в значительной степени исключено упоминание о Марии Бибьена из-за его огромной любви к Маргарите Лути.

Маргарита Лути, запечатленная на портрете Рафаэля "Ла Форнарина", была его главной любовью. Темы любви и брака, выбранные Рафаэлем для украшения виллы Фарнезина, вызвали спекуляции о возможном тайном браке между ними.

Помимо своей красоты, Маргарита Лути была также известна своим талантом и умением испекать прекрасные хлеба, что привлекло внимание Рафаэля. Он был восхищен не только ее внешней привлекательностью, но и ее внутренней силой и страстностью.

Судьба их отношений остается загадкой, и, несмотря на различные догадки и теории, мы можем только предполагать о том, какими были их истинные чувства и связь.

Любовь и искусство, объединенные в этих двух великих личностях, создали великолепные произведения, которые вдохновляют и восхищают нас по сей день.

Рафаэль, свадебный пир богов Рафаэль, вилла Фарнезина, 1517

Поздние работы Рафаэля

В 1517 году папа Лев X назначил Рафаэля ответственным за античные произведения и реставрацию в Риме. Рафаэль взялся за эту задачу, создавая археологическую карту Рима. В отличие от предыдущих реставраторов, его методы восстановления отличались сохранением оригинального вида произведений.

Картина "Свадебный пир богов" на вилле Фарнезина является одной из славных работ Рафаэля. Она изображает свадебное пиршество богов Олимпа, где участвуют Дионис, Амур, Венера и другие мифологические персонажи. Яркое и насыщенное изображение позволяет нам ощутить магию и величие богов.

Вилла Фарнезина, где находится эта картина, была построена для друга Рафаэля, Сайена Фарнезе. Вилла отличается своей просторной планировкой и роскошными интерьерами. Она служила местом для встреч и развлечений аристократии того времени.

Картина и вилла Фарнезина являются настоящими произведениями искусства и олицетворяют вклад Рафаэля в развитие живописи ренессанса.

Папа приказал Рафаэлю также создать эскизы для десяти висящих на стенах Сикстинской Капеллы гобеленов. Рафаэль смог завершить семь предварительных эскизов, которые затем были сотканы в мастерской фламандского ткача Питера Кука ван Алста. Они были повешены в капелле незадолго до его смерти.

В свои поздние годы Рафаэль жил в палаццо Каприни, построенном Браманте.

Фасад Палаццо Каприни. Медный гравюры из первой половины XVI века

В те времена он был отмечен наградами, прежде всего, титулами папского двора. Например, его назначили рыцарем Папского ордена «Золотое жезло» за его вклад в честь католической церкви.

Рафаэль умер в Риме Крестным пятнице, 6 апреля 1520 года, когда ему было всего 37 лет. Он умер после недолгой болезни, во время которой он успел завершить свои дела и принять последнюю молитву. В соответствии с местными обычаями его тело было подготовлено в его доме после смерти, после чего состоялось одно из самых масштабных похоронных процессий своего времени, завершившееся в Ватикане.

Интересно знать: Перед своей смертью Рафаэль, как говорят, руководил мастерской с более чем пятьюдесятью учениками, что было больше любой другой мастерской его времени.

Хотя известно, что он оставил своей возлюбленной Маргарите Лути много денег, малоизвестно о ее судьбе.Однако есть записи о женщине, которая называла себя Маргаритой Лути. Вдова, которая вошла в монастырь Св. Апполония несколько месяцев после его смерти.

О многом было предположено о своевременной смерти Рафаэля, особенно потому, что Вазари указывает, что его смерть была вызвана "экстремальной любовью".

Вазари написал в этом отношении:

Он был очень влюбленным человеком, который очень радовался женщинам и всегда был готов служить им.

Несмотря на то, что эти причины прочно укоренились в общественном сознании, причина смерти этого художника остается неопределенной.

Творческое наследие Рафаэля

Как сказал Вазари, "обладатели таких редких и многочисленных даров, какие были у Рафаэлло да Урбино, - это не только люди, но и смертные боги".

В явном противоречии этой идеалу, знаменитый историк искусства Джон Раскин в XIX веке занял другую позицию и начал отвергать ренессансные идеалы человеческого величия и их роль в художественном образовании. Как объяснил Раскин, "было больше стремления к постановке, чем к мысли, и больше стремления к красоте, чем к правдивости".

Это восстание перенесло академическое искусство из сферы философий, в которых Рафаэль считался идеалом, и привело в 1840-х годах к формированию группы художников, известной как прерафаэлитское братство.

Несмотря на направление, которое выбрало современное искусство, Рафаэль продолжает быть почитаемым за то, что он привел практику живописи к высшим техническим достижениям, которые следующие поколения будет стремиться овладеть. Те, кто в своих произведениях почитает этого выдающегося художника, составляют легендарную группу художников. Альбрехт Дюрер, Тициан, Рембрандт, Веласкес и Пьер-Огюст Ренуар - лишь некоторые из признанных личностей, которые могут почерпнуть вдохновение из работ Рафаэля.

С начала 16-го века Рафаэль закрепился в нашем воображении, несмотря на возрастающую историческую дистанцию, которая затмевает наше понимание мира Возрождения.

Известные произведения Рафаэля

Свадьба Богоматери, 1504 год

Это полотно изображает свадьбу Марии и Иосифа. Когда Иосиф надевает кольцо на палец Марии, показан один из разочарованных поклонников, сломивший свой посох. А посох Иосифа расцветает и символизирует веру, что все поклонники носили деревянные посохи, но только посох избранного жениха расцветал.

На заднем плане виден храм, построенный в стиле архитектора Браманте. Использование ярких цветов и эмоциональные выражения фигур придают полотну изящное поведение, которое больше напоминает о божественном благословении сцены, чем о простом счастливом временном празднике.

Семья Альбиццини заказала свадьбу Марии для капеллы церкви Сан Франческо в Читта-ди-Кастелло. Картина была вдохновлена плоскостью, нарисованной Рафаэле ранним учителем Перуджино, а также его знаменитым фреской передачи ключа. Однако картина отличается от подхода Перуджино в использовании более круглой композиции и не горизонтального изображения, которое часто использовалось в картинах того времени.

Перевод с исходного текста

Перугино, передача ключей, около 1481-1482 гг.

Эта картина является важной точкой в развитии Рафаэля как художника, который объединяет художественный стиль своего учителя Перуджино со своей собственной возникающей уверенностью в себе.

Мы видим, как он начинает интегрировать свой собственный стиль в композицию, перспективу и использование ярких цветов, что станет особенностью его поздних работ.

Школа Афин, 1509-1511 гг.

Это фреска также находится в Станца делла Сегнатура в Ватикане.

Не смотря на то, что ее называют "Школой Афин", она скорее относится к философам древнего мира, чем к определенному направлению философии. Жесты философов, изображенных на фреске, были основательно исследованы и обсуждены из точки зрения науки. Однако не ясно, насколько хорошо Рафаэль был знаком с их философией. Важно то, как Рафаэль собрал самых известных древних философов в ренессансном здании, архитектура которого отсылает к проектам Браманте для нового Святого Петра.

Многие философы можно узнать по их образному языку, который тогда в основном состоял из бюстов, найденных при археологических раскопках. Мы видим Платона и Аристотеля в центре с их главными произведениями. Также можно узнать Пифагора на переднем плане, Евклида справа, Заратустру с небесным шаром, Птолемея с земным шаром и Диогена на лестнице с чашей.

Легенда гласит, что Рафаэль немного разозлил своего великого соперника Микеланджело, нарисовав его портрет в качестве лица философа Гераклита, который опирается на мраморный блок. Гераклит часто называется плачущим философом, потому что его философское учение печальное, что соответствует репутации Микеланджело как "гигантского младенца".

На этой картине также можно увидеть автопортрет Рафаэля с черной баскской шапкой в правом углу фрески.

Сикстинская Мадонна, 1512 год

На картине изображена Мадонна с Младенцем в центре, по обеим сторонам стоят святые Сикст и Варвара, преклоняющие колени. Святая Варвара была включена в изображение, так как ее реликвии были почитаемы в церкви. Святой Сикст вступает в силу от имени наблюдателя, что указывается правой рукой, направленной на нас, в то время как он взирает на Мадонну. Оба херувима на нижней границе картины смотрят на них, не уступая в почтении святым, торжественности Девы Марии или невинности младенца Иисуса. В левом нижнем углу картины находится папская корона папы Сикста.

Папа Юлий II заказал это произведение как алтарную картину для бенедиктинского монастыря Сан Систо в Пьяченце. Это был дань его дяде папе Сиксту IV, который построил Сикстинскую капеллу и после которого она была названа.

Картина продолжает использование Рафаэлем элементов Ренессанса собственным художественным стилем. Он использовал пирамидальную композицию, которая была обычной в то время. Завесы, которые кажется, что отодвинуты, чтобы раскрыть небесную сцену, способствуют созданию гармонии между картиной и алтарем, для которого она была создана.

Иллюзорное пространство, в котором находятся небесные фигуры, повышает небесное значение благословений, которые при их виде должны вызывать у людей изумление. Мастерское владение Рафаэлем цветом усиливает привлекательный теплый выражение доброжелательности Девы и благочестия святых.

Единственная земная ориентация картины происходит от включения папской короны и балкона, на котором покоятся херувимы.

Триумф Галатеи, 1514

Это фреска изображает историю Галатеи, дочери морского бога Нерея, которая полюбила пастуха Акиса. По легенде, Полифем, циклоп и сын Посейдона, тоже был влюблен в Галатею.

Когда он застал их вместе, полон ревности, он убил его. В центре мы видим Галатею, выезжающую на море на колеснице из раковины, запряженной двумя дельфинами, она пытается убежать от Полифема. Вокруг нее окружены морские животные. Слева Полифем хватает за плечи морскую нимфу, чтобы оттолкнуть ее в сторону, в то время как он борется, чтобы приблизиться к Галатее. Еще одна нимфа справа поднимает тревогу. Над ними в воздухе парят летающие путтоны, угрожая Галатее стрелами Амура.

Картина "Триумф Галатеи" была написана для украшения виллы Фарнезины для банкира и друга Рафаэля Агостино Киджи. Это единственная картина в греческой мифологии, которую художник когда-либо написал.

Он вдохновился стихотворением "Стихи для Турнира" Анджело Полициано, которое, как говорят, также вдохновило Боттичелли на создание "Рождение Венеры". В стихотворении описывается, как Галатея отвергает любовь Полифема, исполненную им песней, и уплывает со своими спутницами-морскими нимфами.

Ла Форнарина, 1520

Ла Форнарина - одна из самых известных картин Рафаэля, которая не была заказана. Это портрет сестры картины Ла Донна Велаты и изображает Маргариту Лути, большую любовь художника. Картина показывает сидящую, наполовину голую женщину, которая смотрит на зрителя в раскрытом платье и закрывает нижнюю часть своего тела. В то время как ее левая рука покоится на ее колене, ее правая рука касается ее груди.

Темный ландшафт на заднем плане подчеркивает яркость переднего плана картины и богатство тюрбана, который она носит. С ее безупречной кожей и светящимся лицом она смотрит нам прямо в глаза и улыбается кому-то справа от нас.

Рафаэль подписал эту картину на ленте на ее руке, возможно, играя таким образом на свою собственную роль.

Примечание: После недавнего восстановления кажется, что девушка изначально носила обручальное кольцо. Поскольку обручальное кольцо было перекрашено, возникло предположение, что художник тайно женился на Маргарите.

Из-за их разных социальных классов и того факта, что он уже был помолвлен с Марией Бибьена, оба должны были вести свою связь втайне.

Работа демонстрирует влияние Леонардо на Рафаэля, видно это по способу, которым жесты используются для передачи речи. Она также представляет миссию художника, показывать только самые высокие идеалы красоты.