Форма изображения состоит из основных элементов цвета, линии, композиции и текстуры. Эти элементы формируют основной язык, с помощью которого формалистические критики исследуют и анализируют произведения искусства.

Независимо от того, является ли произведение искусства чистой абстракцией или предметностью, формалист ищет одни и те же основные элементы и оценивает ценность картины на основе способности художника достичь согласованного равновесия в композиции.

Если картина считается недостаточно ценной, это происходит потому, что художнику не удалось достичь визуального равновесия формальных живописных элементов.

Подробности мысли формализма

Теория идей Платона

Философ Платон разработал концепцию «учения об идеях», основанную на понятии эйдоса, что грубо переводится как «статура» или «внешность». Платон часто использовал это понятие в своих разных диалогах, чтобы предложить универсальный язык. Он отметил, что каждый земной объект, будь то материальный (как стул) или абстрактный (как человеческая добродетель), имел общую черту: у них всех была форма.

Теория Платона о формах наилучшим образом понимается через его аллегорию о пещере.

Ему представилась пещера, в которой заключенные были заперты на всю свою жизнь. Все, что они могли видеть, это тени других рабочих, брошенные на стены пещеры, и все, что они могли слышать, это эхо своих голосов, звучащее внутри пещеры. Поскольку это было все, что они знали, заключенные воспринимали эти тени и эхо как реальные формы реальных объектов и поэтому не знали, что эти формы являются только подобиями реальных образцов.

Наконец, Платон объяснил, что восприятие вещей заключенными не является ложным; в их понимании мира тени и эхо являются реальными формами, так же как и изображение женщины, которое так же реально, если не более реально, чем сама женщина, изображенная на картине.

Влияние Платона на искусство 20 века

В начале 20 века современных художников, экспериментировавших со стилями фовизма, экспрессионизма и сюрреализма, сильно повлияли многие проблемы, поднятые в учении Платона о "Идейном мире".

Одной из самых глубоких этих проблем была попытка человечества совместить неизменность и изменяемость, что привело к следующим вопросам:

  • Как мир может одновременно казаться и неизменным, и изменчивым?
  • Если мир, который мы воспринимаем через чувства, постоянно кажется изменяющимся, а мир, который мы воспринимаем через разум, кажется одновременно постоянным и изменчивым, то какое из этих восприятий более реально?
  • Как объяснить одновременное существование обоих концепций?

Выразительность формы

Мен Рэй, американский художник Дадаизма и Сюрреализма, в 1916 году опубликовал заявление для Fоrum Exhibitiоn of Мodern Аmеricаn Pаintеrs в галерее Андерсона в Нью-Йорке, в котором он написал: «Творческая сила и выразительность живописи материально заключаются в цвете и текстуре пигмента, в возможностях изобретения и организации форм и на плоскости, на которой эти элементы используются. Для художника важно просто объединить эти абсолютные качества с его острым умом, фантазией и опытом, минуя посредника в виде сюжета».

В своем заявлении Рэй акцентировал внимание не только на способности художника объединять эти качества на плоскости картины, но и на его способности создавать что-то визуально увлекательное независимо от анекдотов и контекстуального содержания.

Формализм в абстрактном искусстве

В начале 1940-х годов Марк Ротко, Барнетт Ньюман и Адольф Готтлиб опубликовали в New York Times заявление, в котором говорилось: «Мы не хотим защищать наши картины. Они защищают себя сами. Мы рассматриваем их как ясные высказывания».

Ротко, Ньюман и Готтлиб твердо верили, что попытка деконструкции и последующего объяснения абстрактного произведения искусства в сущности сводится к его лишению истинной ценности. Настоящая значимость абстрактного произведения заключалась в его форме - его формах, цветах и линиях - и в предположении, что, по словам Ротко, «искусство - это приключение в неизвестный мир».

Пытаясь объяснить этот мир, критики пытались применить здравый смысл к тому, что явно противоречило этой идее. В целом, работа этих трех и других нью-йоркских художников стала все более абстрактной, так что абстракция стала самостоятельной художественной формой. Поскольку абстракция была формой, она была самоочевидной в своем высказывании и защищала себя по этой причине.

Соломон Шаракский считается самым важным формалистическим художественным критиком середины 20 века. Он полагал, что любой анализ, ищущий глубокий смысл контекста или субъекта в абстрактном искусстве, нарушает этику формальной художественной теории, так же, как Ротко и его коллеги. Шаракский был формалистом, потому что он анализировал искусство исключительно на основе элементарных истин произведения искусства. Линия - это линия, а квадрат - это квадрат. Единственная важная истина в рассмотрении этих элементов был их визуальный эффект на зрителя.

Формализм и стилевая чистота

Как формализм Гринберга был исследованием способности художника визуально уравновешивать элементарные формы на холсте, он также ставил вопрос о чистоте картины с точки зрения средства и стиля.

В своих собственных работах Гринберг вскоре пришел к выводу, что абстракция является самой чистой формой искусства, потому что абстрактная картина объясняет сама себя; она существует сама по себе и не содержит скрытого значения. Гринберг также пришел к выводу в начале своей карьеры, что абстрактное искусство, в отличие от многих стилистических предшественников, таких как импрессионизм и фовизм, не размывает границы между различными видами искусства.

По его мнению, некоторые виды искусства используют элементы других стилей, но в случае абстрактного произведения такая смесь стилей невозможна. В конечном счете, абстрактное произведение и есть то, что оно есть - ничего больше и ничего меньше.

Критики, противостоящие формализму

Ни один другой критик не ставил под сомнение формалистическую теорию искусства так сильно, как Роберт Розенблюм. Как продуктивный критик, профессор и куратор, Розенблюм поднялся на передний план после расцвета абстрактного экспрессионизма и переопределил ход современного искусства, включив в исторические границы модернизма барокко и неоклассицизм XVIII века. Таким образом, Розенблюм передал идею о том, что все формы современного искусства интегрированы в особым историческим каноном.

Формализм: Самые значимые произведения искусства

Ниже представлены наиболее значимые произведения искусства, которые рассматриваются в современном искусстве как таковые, которые соответствовали идеям формалистической интерпретации. Они демонстрируют как основные идеи формализма в современном искусстве, так и величайшие достижения отдельных художников.

Ноктюрн в черном и золоте: Падающая ракета, Джеймс Эбботт Макнейл Уистлер

Описание и анализ произведения искусства: Джеймс Макнил Уистлер был ведущей фигурой в эстетическом движении, романтическом тренде, который отмечал "искусство ради искусства".

Идеи Уистлера были важны для распространения формалистических подходов в искусстве. Как он однажды сказал: "Природа содержит элементы в цвете и форме всех картин, как клавиатура содержит ноты всей музыки. Но художник рожден, чтобы выбирать эти элементы и сочетать их научно, так чтобы результат был прекрасным." Другими словами, форма в искусстве важнее точного изображения природной реальности.

Такие убеждения способствовали значительной абстракции в его работе. Самым известным примером является "Ноктюрн в черном и золоте", который стал предметом знаменитого иска за клевету, когда критик Джон Раскин обвинил Уистлера в том, что он "кинул горшок с краской в лицо общественности".

Полное погружение под воду, Джексон Поллок

Описание и анализ произведения искусства: "Полное погружение под воду" было одним из первых работ "капельных живописей", которые создал Джексон Поллок. Картины породили множество интерпретаций, из которых многие подчеркивают различные аспекты работ. Гарольд Розенберг, например, фокусируется на процессе и технике - встрече Поллока с холстом.

Однако для Клемента Гринберга, критика, который считается наиболее ярым защитником художника, значимость его техники заключалась в ее формальных достижениях.

Поллоку удалось освободить линию от ее традиционной роли определенных форм и объемов, и она вышла из жесткого, плоского, ограниченного пространства, которое преобладало в живописи с момента появления кубизма, и заменило его свободной, открытой сетью пространства.

Флаг, Джаспер Джонс

Описание и анализ произведения искусства: Джаспер Джонс часто приписывают роль того, кто прокладывает путь для поп-арт, возвращая узнаваемые темы в искусство. Но значение его ранних работ, таких как "Флаг", заключается также в том, как он тщательно создал равновесие между формой и содержанием.

Это создало дилемму для формалистических критиков, таких как Клемент Гринберг, потому что в то время как они утверждали, что ценность произведения искусства заключается в манипуляции формой, Джонс не мог игнорировать значимость темы. Художники, такие как Марк Ротко, подчеркивали значение темы, но внешний вид их работ делало легко пренебрегать этим утверждением; произведения, такие как "Флаг", это делали невозможным.