Для того чтобы оценить замечательную эпоху современного искусства, необходимо знать и понимать ее различные художественные направления.

Сначала полезно определить понятие современного искусства.

Что такое современное искусство? Один из вариантов определения

Не следует путать с современным искусством, термин современное искусство в западной культуре относится к искусству конца XIX - середины XX века.

Произведения, созданные в этот период, отражают интерес художников к отвержению традиционных ценностей предыдущих художественных стилей и последующей ориентации искусства, которое также является выражением изменяющегося мирового порядка.

Важные художественные направления современного искусства

Начиная с революционного импрессионизма и заканчивая энергичным абстрактным экспрессионизмом, эпоха современного искусства состоит из нескольких значимых художественных направлений.

Ниже представлен обзор основных направлений современного искусства.

Пожалуйста, обратите внимание, что временной рамкой для каждого стиля указывается лишь для ориентации, так как на самом деле нет жестких точек, где одно направление заканчивается и начинается другое. Переходы обычно плавные, за некоторыми исключениями.

Художественные направления до 1900 года

Импрессионизм

Клод Моне, "Впечатление, Восход Солнца", 1872 год

Импрессионизм считается отправной точкой для современного искусства, потому что впервые были оспорены строгие правила и реалистические изображения в академической живописи.

До настоящего времени искусство культивировалось и контролировалось художественными академиями и университетами, которые организовывали важные выставки и посредничали в получении заказов от состоятельных клиентов.

Особенностью академической живописи было сохранение существующих структур и утвержденных стилей. Художественные риски не поощрялись и порой даже исключались из учебного процесса.

Перелом произошел в 1872 году, когда Клод Моне осуществил инновационные размытые мазки кисти и сфокусировал внимание на свете и ярких цветах, создавая произведение "Впечатление, Восход Солнца".

В это время в Париже сформировалась небольшая группа французских художников, которые все желали освободиться от академических оков и разработали схожий стиль, который сегодня мы называем импрессионизмом. Несколько самоорганизованных выставок, в значительной степени финансируемых обеспеченным Гюставом Кайльботтом, который также был частью художественного круга, сделали этот художественный стиль известным общественности.

Вначале этот способ письма вызывал насмешки в художественном мире, но со временем импрессионизм стал доминирующим направлением французской живописи до конца века.

Художники, такие как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Эдгар Дега, только три из самых известных имен в истории импрессионизма, которым мы обязаны установлением новаторских методов в искусстве.

Постимпрессионизм

Винсент ван Гог, Звездная ночь над Роной, сентябрь 1888 года

Под влиянием художественной свободы импрессионистов, художники как Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент ван Гог и Анри Тулуз-Лотрек начали работать в собственных стилях живописи.

Постимпрессионизм - непосредственная реакция на импрессионизм. Часто художницы и художники постимпрессионизма испытывали неприязнь к выражению импрессионизма, что побудило их экспериментировать с совершенно новыми формами выражения.

Поскольку многие постимпрессионисты объединены только своим отношением к преодолению импрессионизма, выражение каждой отдельной художницы и художника очень различно и не имеет единого стиля.

Во многих художницах и художниках этого периода творчества можно наблюдать тенденцию к интересу к человеческому миру чувств и предпочтение субъективной интерпретации перед реалистическим изображением.

Направления искусства модерна между 1900 и 1914 годами

Фовизм (Fauvismus)

Генри Матисс, Танец II, 1909/1910

Авангардистская группа художников во главе с Андре Дереном, Генри Матиссом и Морисом де Вламинком действовала в начале 20-го века в Париже.

Как и постимпрессионисты, фовисты предпочитали яркие цвета, сильные мазки кисти и акцентировали внимание на индивидуальном восприятии в своих изображениях, которые обычно содержали узнаваемые, но все же абстрагированные формы.

Фовисты особое внимание уделяли цвету как самостоятельному средству выражения, которое больше не раскрывало своего воздействия через изображение реальности, а проявляло свой эффект через взаимодействие плоскостей цвета.

Фовизм был в некотором роде заменен кубизмом, так как многие фовисты были очарованы новым стилем выражения и начали применять его с 1907 года.

Кубизм

Кубизм, который характеризовался разобранными и сломанными формами, окончательно отметил переход современного искусства к абстракции.

Направление в искусстве, основанное в 1907 году Джорджем Браком и Пабло Пикассо, включало в себя запутанные картины, многомерные скульптуры и передовые коллажи.

Как и другие направления в современном искусстве, кубизм подчеркивал субъективный подход к творчеству, основанный на индивидуальных перспективах художника, который сочетал несколько одновременных видов объекта с разных точек зрения в одном произведении.

Пикассо объяснял, что они просто хотели выразить то, что они чувствовали и что было внутри них.

Футуризм

Умберто Боччони: Уникальные формы непрерывности в пространстве

Футуризм хотел передать скорость новых технологий в самолетах, поездах и автомобилях.

В начале 20-го века итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти начал теоретически изучать эту тематику, в то время как Умберто Боччони добился большего художественного внимания своими произведениями.

Итальянский футуризм быстро закончился с началом Первой мировой войны, поскольку ответственные лица существенно изменили свое отношение к эпохе машин и ее потенциалу разрушения.

Экспрессионизм

Василий Кандинский, 1911, Всадник

Перед Первой мировой войной художники в Германии и Австрии начали экспериментировать в своем искусстве.

В итоге они стали известны как экспрессионисты, они заимствовали скрытые до этого свойства других современных художественных направлений.

Как постимпрессионистические и фовистические произведения, работы в стиле экспрессионизма также отражают восхищение яркими цветами и индивидуальной иконографией. Они хотели вызвать у зрителей впечатление, выходящее за пределы простого натуралистического изображения.

В отличие от импрессионистов, здесь важным является не передача впечатления, а воплощение внутреннего движения художника.

Художественные направления после Первой мировой войны

Дадаизм

Марсель Дюшан, Фонтан

Дадаизм начался в 1916 году в Цюрихе. После этого он распространился в Германии, Франции и Соединенных Штатах.

Самой значимой работой дадаизма был урнальный скульптурный объект Марселя Дюшана 1917 года, который также демонстрирует основные принципы отношения к редимейдам, граничащих с абсурдностью.

Дюшан перевернул урнал и подписал его, прежде чем представить его на художественной выставке. Это произведение вызвало жаркие споры о том, что можно считать искусством.

Сюрреализм

Сальвадор Дали, Непреходящая память. Фото: Нил Р / Фликр.com / CC BY-NC 2.0

В 1920-х годах художники Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Мэн Рэй, Жоан Миро и Ив Танги объединились, чтобы продвигать сюрреализм - направление, укорененное в подсознании.

Его духовным отцом стал французский писатель Андре Бретон, который в 1924 году опубликовал Сюрреалистический манифест в Париже. Сюрреализм подчеркивает бессознательное, значение снов и психологический аспект в искусстве.

Сюрреализм стал важным движением в изобразительном искусстве, литературе и кино.

Без всякого контроля разума и лишенное эстетических или моральных интересов, это направление достигло своей кульминации в разнообразной коллекции сонных изображений, прямо из мироздания мыслей художников.

Художественные направления в современности после Второй мировой войны

Абстрактный экспрессионизм

Фото: Эстер Вестервельд / Фликр

После ужасных разрушений Второй мировой войны, инновационная группа художников в США заменила фигуративные стили живописи на полностью абстрактную эстетику.

В абстрактном экспрессионизме художественный акцент делается не только на такие характеристики, как цвет, композиция и передаваемая эмоция, но и на сам процесс творчества.

В абстрактном экспрессионизме мотив абстрагируется, чтобы отвлечь зрителя от предметного наблюдения и акцентировать внимание на цветовых и композиционных эффектах.

Абстрактный экспрессионизм понимается не только как направление в современном искусстве, но и как подход, при котором искусство создается спонтанно и без интеллектуальных ограничений.

Постмодернистское искусство

Вторая мировая война имела глубокое влияние на историю человечества. Искусство, которое не было создано как результат ужасов Второй мировой войны и последующей отчаянии, часто называется постмодернизмом.

Несмотря на то, что точное разграничение между современностью и постмодернизмом затруднительно, граница обычно проводится примерно в 1950 году, когда уже начались первые последствия войны, люди медленно возвращались к своей повседневной жизни, и новый порядок мира приобретал новую форму.

Современное искусство против современного искусства

Из-за экспериментального характера и переплетающихся тем современного и современного искусства, эти направления искусства часто путают между собой.

В классическом понимании под современным искусством обычно понимают направления от импрессионизма до абстрактного экспрессионизма.

Современное искусство начинается с первого значительного движения после модернизма - поп-арт, и, естественно, продолжается по сей день.