Леонардо да Винчи был мастером итальянского Возрождения. Он был примером гуманиста, который, будучи универсальным учёным, стал известным в первую очередь как художник. Его иконические произведения до сих пор увлекают людей по всему миру.

Помимо своего искусства, он также прославился своими исследованиями и наблюдениями в области науки, ускорив прогресс человечества в этой области. Его влияние на будущие поколения настолько огромно и глубоко, что сегодня его почти невозможно оценить.

В этой биографии Леонардо да Винчи вы найдете обзор его жизни с уклоном на его искусство. Ссылки на его научные работы можно найти в течение этой биографии.

Факты о Леонардо да Винчи (анкета)

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Дата рождения: 15 апреля 1452 года
Дата смерти: 2 мая 1519 года

Великий итальянский художник, ученый, изобретатель, скульптор, архитектор и писатель - Леонардо да Винчи. Он известен своими великолепными произведениями и своим влиянием на различные области искусства и науки.

Леонардо да Винчи родился в маленьком городке Винчи в Италии. Он начал свою карьеру как ученик мастера анатомии, затем стал ассистентом известного художника Верроккьо. Вскоре Леонардо привлек внимание меценатов и стал работать во дворце Сфорца в Милане, где создал несколько известных картин и статуй, а также разрабатывал различные машины и изобретения.

Одним из самых известных произведений Леонардо является "Тайная Вечеря", роспись на стене монастыря Санта-Мария делле Грации в Милане. Это мощное и символичное изображение последней трапезы Иисуса Христа со своими учениками. Картина передает эмоции и человечность каждого персонажа, а также создает ощущение присутствия и мистики.

Леонардо также известен своими изобретениями и научными исследованиями. Он проводил исследования в различных областях, включая анатомию, оптику, механику и гидродинамику. Многие его идеи были передовыми для своего времени и оказали влияние на будущие научные открытия.

Детство

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился в 1452 году в деревне недалеко от города Винчи в Тоскане, Италия.

Как незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи и крестьянки по имени Карина, ему не положено было официально носить фамилию отца и пользоваться его рангом. Однако похоже, что Леонардо с самого раннего детства вырос с отцом и стал интегральной частью семьи без каких-либо препятствий.

Он проводил много времени со своим дедом и дядей Франческо в семейном поместье в Анкиано, пока Пьеро занимался своей профессией.

О многом другом мы не знаем о детстве Леонардо, но можно предположить, что его незаконный статус ребенка не стал препятствием для его успеха.

Раннее обучение и работа

В 14 лет Леонардо переехал во Флоренцию, чтобы начать ученичество у Андреа дель Верроккьо, художника, который сам был его учеником известного мастера Раннего Возрождения Донателло.

Верроккьо был важным художником при дворе Медичи, могущественной флорентийской семьи, которая была известна как за свое политическое влияние, так и за щедрую поддержку искусств.

Флоренция была важным художественным центром Италии Ренессанса, который привлекал множество талантливых художников, в том числе Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Лоренцо ди Креди.

Художники того времени глубоко погружались в изучение гуманитарных наук, чтобы понять место человека в мире.

Под руководством Верроккьо талант Леонардо был полностью развит. Помимо рисования, живописи и скульптуры, он проявил интерес к анатомии, архитектуре, химии, математике и инженерным наукам. Это образование помогло ему развить глубокую воображение, которая позже оказалась особенно полезной.

Как было обычной практикой в то время, работа в студии Верроккьо была коллективным трудом мастеров и учеников.

Два изображения, которые приписываются Верроккьо и его ученику, — "Крещение Христа", 1475 год, и "Весть", 1472-1475 годы. В них некоторые историки уже видят намеки на легкое ведение кистью Леонардо по сравнению с тяжелой рукой Верроккьо.

Леонардо да Винчи и Андреа дель Верроккьо, Ангелование, ок. 1472-1475 г.

В 1472 году, после шести лет обучения, Леонардо стал членом гильдии Святого Луки, флорентийской группы художников и врачей.

Хотя его отец оборудовал его собственной мастерской, Леонардо продолжал работать в мастерской Верроккьо в течение следующих четырех лет в качестве ассистента.

В 1476 году Леонардо был обвинен в совокуплении с троими другими мужчинами, но был оправдан из-за отсутствия убедительных доказательств.

Гомосексуальность была незаконной в то время и наказывалась не только тюрьмой, общественным унижением, но и смертью.

Возможно, из-за страданий этого опыта о жизни Леонардо в период с 1476-1480 годов известно мало деталей.

Один из его самых ранних независимых заказов был выполнен в 1481 году по поручению монахов сан-Донато-а-Скопето для написания картины "Поклонение волхвов".

Леонардо да Винчи прервал работу над заказным проектом, чтобы переехать в Милан, после того, как получил предложение от герцога Миланского работать на его дворе.

Существует много предположений о том, почему переезд в Милан был настолько необходим в то время. Вероятно, Леонардо был привлечен приглашением экстравагантного миланского двора и возможностью продвигать свою репутацию и карьеру.

Период зрелости (1482-1513)

С 1482 по 1499 год Леонардо работал в Миланском дворце. Как признанный перфекционист, он провел много времени, изучая анатомию человека. В особенности его увлекали способы движения человеческого тела, его структура и пропорции, которые казались ему идеальными.

Этот всесторонний подход может быть одной из причин того, что из этого периода осталось так мало завершенных работ, но огромная коллекция детальных рисунков.

Также с этого периода сохранились эскизы, служившие как крупномасштабные наброски для живописных произведений. Эти рисунки не только демонстрируют его непревзойденную наблюдательность, но и его способность как художника понимать и передавать человеческие эмоции.

В этот период он экспериментировал с совершенно новыми и разнообразными техниками живописи. Одной из техник, за которую Леонардо был известен, была его способность создавать эффект дыма в изображении своих фигур, который стал известен как сфумато.

Благодаря его глубоким знаниям о глазури и мазках кисти, он разработал технику, позволяющую смешивать цвета и контуры, чтобы изображать кожу и ткани таким образом, что никто до него не был способен добиться такого мягкого и безупречного эффекта.

Также с использованием этих знаний Леонардо де Винчи подчеркивал прозрачность твердых поверхностей, таких как кристалл, и тактильные ощущения волос.

Интимность, которую зритель испытывает при взаимодействии с изображенными фигурами, казалась отражать реальность таким образом, как никогда раньше.

Однако, как и в случае с многими революционными инновациями, некоторые из его экспериментов позднее столкнулись с проблемами. Самой известной из них была его великая фреска, созданная в то время – "Тайная вечеря" (1495-1498).

Фреска была нарисована на стене рефектория монастыря Санта-Мария-дел-Грацие с использованием масляных красок на сухой штукатурке, чтобы достичь сфумато-эффекта, которым он владел на холсте.

В результате краска начала отслаиваться от стены и сегодня, несмотря на несколько реставраций, находится в плачевном состоянии.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи

Человек Витрувия – рисунок да Винчи во всей красе

По поручению герцога Леонардо в 1485 году отправился в дипломатическую поездку в Венгрию, чтобы встретиться с влиятельным королем Матиашем Корвином. По прибытию ему было поручено использовать свои творческие способности для подготовки дворцовых празднеств, а также для инженерных и архитектурных проектов, включая планы купола собора в Милане.

В качестве своего последнего незавершенного проекта в Милане Леонардо получил задание отливки пяти метровой бронзовой скульптуры на коне под названием Gran Cavallo, в честь основателя династии Сфорца. В 1503 году, по случаю свадьбы императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, была представлена глиняная модель планируемого произведения, подчеркивающая его значимость.

К сожалению, проект так и не был завершен, и победившая французская армия, захватившая Милан в 1499 году, использовала модель в качестве стрелковой тренировки.

Говорят, что бронза, предназначенная для использования в скульптуре, была использована для литья пушек, что неизбежно привело к неудачной защите Милана от Карла VIII во время войны с Францией.

Леонардо да Винчи, Персидская лошадь, 1490 год

После французского вторжения в 1499 году и свержения герцога Милана Леонардо отправился в Венецию в сопровождении Салая, своего старого друга и помощника.

В Венеции Леонардо работал военным инженером, его главной задачей было разработать морскую систему обороны для города. Венеция находилась под угрозой военного прогресса Турции.

В 1500 году он решил вернуться во Флоренцию, где жил со своим компаньоном в монастыре Сантиссима Аннунциата у служителей.

В 1502 году Леонардо занял пост при дворе Чезаре Борджиа, важного члена влиятельной семьи и сына папы Александра VI, а также командира папской армии.

Леонардо был военным инженером и сопровождал Борджиа в его путешествиях по Италии. Среди его задач было составление карт для поддержки военной обороны, а также строительство плотины для обеспечения непрерывного водоснабжения каналов из реки Арно.

Во время реализации проекта по перенаправлению реки он встретил Никколо Макиавелли, который уже к тому времени был известным ученым и политическим наблюдателем во Флоренции.

Говорят, что Леонардо противопоставил Макиавелли концепциям прикладных наук и оказал большое влияние на человека, который позже будет назван отцом современной политической науки.

Леонардо вернулся во Флоренцию во второй раз в 1503 году и был встречен как знаменитость, когда он снова вступил в гильдию святого Луки.

Этот возвращение привело к одному из самых продуктивных периодов его творчества, включая работы над своей Анной с младенцами (1503-1519), Моно Лизой (1503-1519) и незаконченной Битвой при Ангиари (1503-1505), позже скопированной художником Питером Паулем Рубенсом.

Мона Лиза - Информация и 10 интересных фактов

15 известных цитат Леонардо да Винчи

В 1508 году Леонардо вернулся в Милан, где он оставался под покровительством Карла д'Амбуаза, французского губернатора Милана, и короля Людовика XII на протяжении следующих пяти лет. Это было время, когда Леонардо интенсивно занимался научной деятельностью, включающей анатомические, математические, механические и ботанические исследования, а также разработку его знаменитого летательного аппарата.

Среди значительных заданий в то время были работы над виллой для Шарля, строительство мостов и проект создания водного пути для соединения Милана с озером Комо. Он также разрабатывал эффективное военное оружие, такое как ранний пример пулемета и его известный гигантский арбалет.

В этот период Леонардо встретился со своим учеником Франческо Мельци, который стал его спутником до конца его жизни. Можно предположить, что Леонардо в этот момент своей жизни и карьеры, наконец, смог жить незаметно как гомосексуальный мужчина. Его достижения и репутация обеспечили ему надежную защиту от наказания и стигматизации, которую он испытывал в свои более молодые годы.

Поздний период творчества Леонардо (1513-19)

После того, как французы были временно вытеснены из Милана в 1513 году, Леонардо отправился в Рим, где провел следующие три года. Его представили французскому королю Франсуа I, который предложил ему пост постоянного художника и инженера при французском дворе. Леонардо получил резиденцию в Клос Люсе, вблизи королевского замка Д'Амбуаз. Франсуа I стал не только покровителем, которого Леонардо нуждался в своей преклонной возрасте и который мало требовал от него, но также считается близким другом художника.

Большую часть своих поздних лет Леонардо посвятил не созданию картин, а научным исследованиям и записям, хотя его последняя картина, Крещение Христа (1513), вероятно, была создана в этот период времени.

Это собрание блокнотов, представляющее собой высшую точку великолепных исследований и умений во множестве дисциплин, оказалось его наиболее значимым наследием на протяжении всей жизни. Его взгляды на архитектуру, математику, инженерные науки, естествознание и человеческую анатомию, а также его философия искусства, живописи, рисунка и гуманизма были настолько глубоки, что он был признан настоящим гением.

Анализ: Иоанн Креститель Леонардо да Винчи

15 изобретений Леонардо да Винчи, изменивших мир

Леонардо умер 2 мая 1519 года в Клос Люсе и назначил своего спутника Франческо Мельци главным наследником своего творческого и научного наследия. Его виноградники были разделены между Салаем и его братьями.

История о посещении Франсуа I во время смерти Леонардо ярко демонстрирует почтение, с которым смотрели на Леонардо. Вазари описывает ситуацию, что Леонардо "сделал свой последний вздох в объятиях короля". Их легендарная дружба вдохновила картину Ингре "Смерть Леонардо да Винчи", на которой Леонардо изображен умирающим в объятиях короля.

Значение, которое Леонардо имел для общества, стало очевидным после его смерти. Его вклад в искусство и науку только усилил его славу и влияние.

Леонардо был известен своими исследованиями в самых разных областях, включая живопись, скульптуру, анатомию, архитектуру и инженерию. Его картины, такие как "Мона Лиза" и "Тайная вечеря", считаются величайшими произведениями искусства всех времен.

Но Леонардо был не только художником и ученым, но и изобретателем. Он создал множество прототипов, включая летающие машины, парашюты, танки и многое другое. Его изобретения были впереди своего времени и оказали значительное влияние на развитие технологий в будущем.

Леонардо также был пионером в изучении анатомии человека. Он разбирал тела людей, чтобы лучше понять их структуру и функции. Его детальные рисунки частей тела и внутренних органов до сих пор восхищают исследователей и художников.

Жан Огюст Доминик Ангр, Смерть Леонардо да Винчи, 1818 год

Леонардо изначально был похоронен в церкви святого Флорентина в замке д'Амбуаз в Луарской долине, но здание было разрушено во время Французской революции.

Хотя считалось, что его перезахоронили в меньшей часовне Святого Губерта в Амбуазе, точное местоположение остается неизвестным.

Наследие Леонардо да Винчи

Очень трудно точно описать наследие такого многостороннего человека, как Леонардо да Винчи. Он разработал художественные техники, которые считаются воплощением совершенства. Его использование точки схода, мягкого размытого эффекта его сфумато, его понимание взаимосвязи света и тени в хиароскуро и его загадочные выражения лица создали удивительное и реалистичное качество его картин, которое никогда раньше не видели.

Хотя большая часть его искусства была посвящена религии и портретам, выполненным в эпоху Высокого Возрождения, именно его техники в сочетании с его мастерской композицией оказали наибольшее влияние на западное искусство.

До сих пор Последняя вечеря и Мона Лиза являются одними из самых известных и культурно ценных произведений искусства в мире. Они были воспроизведены бесчисленное количество раз на плакатах и гравюрах и глубоко вписаны в современную культуру как произведения вечной исторической значимости.

Хотя многие из его изобретений, такие как летательный аппарат, вертолет или парашют, остались лишь в виде идей и не были реализованы на практике, это не умаляет признания удивительного ума Леонардо, который опережал свою эпоху на многие годы. То же самое относится к точности его анатомических рисунков, исследованиям кровообращения, топографии и другим чудесам. Его работы по улучшению военного оружия привели к появлению таких нам знакомых сегодня танков и пулеметов.

Как сказал Зигмунд Фрейд о Леонардо да Винчи, он был человеком, "который проснулся слишком рано во тьме, когда другие еще спали".

Произведения искусства Леонардо да Винчи

Здесь вы найдете нашу коллекцию статей о различных произведениях искусства Леонардо да Винчи.

В одной сводке вы узнаете основы о его 13 самых важных работах, в других статьях вы получите глубокую информацию о отдельных шедеврах.