Фрэнсиско Хосе Гойя-И Лючентес - известный испанский художник, изображавший гениальную душу своего времени через свои работы. Он родился в семье небогатых землевладельцев в 1746 году в маленьком городке Фуэндетодос, недалеко от Сарагосы.

Молодость Гойи была связана с изучением искусства, и он был посвящен в мастерство гравюры у своего семейного друга. Однако его истинное призвание стало осознаваться лишь после переезда в Мадрид в 1775 году. Здесь он получил возможность учиться в Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо, где его талант и креативность были замечены и признаны.

Гойя был многосторонним художником, работавшим в различных жанрах и техниках. Он создал портреты высших чиновников, увлекаясь их индивидуальными особенностями и характером. Своими полотнами он также изображал сцены из повседневной жизни обычных людей - их радости, страдания и порой даже отчаяние. Былая слава и популярность его достигли самых высоких высот.

Однако в 1792 году художника постигла несчастье - в результате болезни, связанной с потерей слуха, он стал глухим. Несмотря на это, он не пал духом и продолжал работать, переходя к новому стилю и жанру. Его работы стали темнее и более экспрессивными, отражая его внутренние борьбы и эмоции.

Фрэнсиско Гойя - это художник, чьи произведения искусства не только красиво и полно описывают его эпоху, но и вызывают чувства и эмоции у зрителей. Его работы, будучи отражением истории и действительности его времени, до сих пор оставляют глубокий след в сердцах людей и служат источником вдохновения для современных художников.

Франсиско Хосе Де Гойя И Лусьентес, известный также как Франсиско Гойя, при рождении 30 марта 1746 года и умерший 16 апреля 1828 года, был испанским художником, чьи картины, рисунки и гравюры отражали исторические перевороты его времени и оказали влияние на важных художников 19 и 20 веков.

Биография Франсиско Гойи

Детство, образование и первые проекты

Гойя родился 30 марта 1746 года в небольшом городе Фуэндетодос, недалеко от Сарагосы. Его отец был художником и золотарем алтарных изображений, а его мать происходила из семьи маленькой знати из Арагона.

Информации о детстве Гойи сегодня известно очень мало. Он посещал Эсколас Пиас в Зарагозе. Формальное художественное образование Гойя получил, когда в возрасте 14 лет он стал учеником местного мастера Хосе Лусана, где проработал четыре года.

Ранняя творческая деятельность

В 1763 году молодой художник переехал в Мадрид, где надеялся выиграть приз в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Хотя он не получил ожидаемый приз, но познакомился там со своим зятем Франсиско Байеу, также из его родного региона, который работал в академической традиции на дворе.

Байеу оказал сильное влияние на ранний стиль Гойи и был ответственен за его сотрудничество над важным заказом: фресками для базилики дель Пилар в Зарагозе.

Среднее творчество и стилистическая эволюция

В 1771 году Гойя отправился в Италию на один год. Его пребывание там относительно малоизвестно. Известно, что он провел несколько месяцев в Риме и принял участие в конкурсе в Академии искусств в Парме, где он добился успеха.

После возвращения в Испанию около 1773 года Гойя участвовал в нескольких других работах по фрескам, включая работы в Картаузии Аула Деи недалеко от Сарагосы. В то время Гойя начал делать гравюры по картинам Веласкеса, который оставался его главным источником вдохновения рядом с Рембрандтом.

Годы работы при дворе

В 1786 году Гойя работал в официальной должности для Карла III, просвещенного испанского монарха 18 века.

Наконец, в 1799 году Гойя был назначен первым придворным художником.

Карикатуры, созданные в конце 1780-х и начале 1790-х годов, получили высокую похвалу за откровенное изображение испанской повседневной жизни. Благодаря этим карикатурам Гойя революционизировал текстильную промышленность, которая до этого времени воспроизводила фламандские сцены жанра художника Давида Тенирса из 17 века.

Некоторые из самых прекрасных портретов друзей, членов придворного окружения и высшего общества Гойя создал в 1780-х годах. В то время Гойя живописал с изысканностью, напоминающей стиль его английского современника Томаса Гейнсборо.

Гравюры и картины после его болезни

В зиму 1792 года Гойя заболел тяжелым заболеванием во время посещения Южной Испании, которое полностью лишило его слуха и стало поворотным пунктом в его художественной карьере. Пессимистическое настроение проникло в творчество Гойи.

Между 1797 и 1799 годами он рисовал и гравировал свой первый набор гравюр под названием "Los caprichos", которые сатирическим юмором высмеивали общественные обычаи и суеверия того времени.

Франсиско Гойя, Сон разума рождает чудовище, около 1797-1799 годов

Поздние серии, такие как Ужасы войны (Die Schrecken des Krieges, 1810 - 1814) и Disparates (Безумие, 1820-1823), являются более резкими комментариями к отвратительностям и глупостям человечества.

Ужасы военных действий сильно беспокоили Гойю, который сам участвовал в сражениях между французскими солдатами и испанскими гражданами во время кровавых лет наполеоновской оккупации Испании.

Франсиско Гойя, «Бедствия войны», Лист 36

В 1814 году он завершил свою шедевральную работу «Казнь восставших». Картина показывает ужасные сцены войны между группами невооруженных испанских уличных боевиков и французских солдат.

Картина выполнена густыми, мощными мазками темной краски, прерываемыми желтыми и красными светами.

Франсиско Гойя, казнь мятежников, 1814

Прямота и непосредственность присутствуют и в более поздних портретах Гойи, например, в "Семье Карла IV", где королевская семья изображена в совершенно неидеализированном, граничащем с карикатурой стиле, как группа ярко выраженных индивидуумов, относящихся к домашней среде.

Франсиско де Гойя, Семья Карла IV, 1800/01

Поздний период творчества и устрашающие "Чёрные картины"

Чёрные картины (Пинтуры Неграс) изображают сцены колдовства и других странных активностей. Они являются одними из самых выдающихся произведений позднего периода Франсиско де Гойи.

Эти картины, созданные примерно в 1820 году, сегодня находятся в Прадо в Мадриде, но изначально были настенными фресками в загородном доме Гойи. Они свидетельствуют о его ухудшающемся настроении, которое, возможно, усугублялось депрессивной политической ситуацией в Испании, вынудившей его в 1824 году отправиться во Францию.

В Бордо он приступил к новой на тот момент искусству литографии и создал серию сцен корриды, считающихся одними из самых прекрасных литографий всех времен.

Хотя он вернулся в Мадрид лишь на короткую поездку в 1826 году, два года спустя, 1 апреля 1826 года, он умер в самоналоженном изгнании в Бордо.