Брюс Науман - известный американский художник, работающий в различных медиа, включая скульптуру, видео и перформанс. Он родился в 1941 году в Форт Уэйн, Индиана, и с самого начала своей карьеры проявил себя как неординарный и экспериментальный художник.

Одной из важных тем, которые прослеживаются в работах Наумана, является исследование взаимодействия человека с окружающим пространством. Он экспериментирует с архитектурой, звуком и движением, чтобы создать работы, которые заставляют зрителей переосмыслить свою роль в мире.

Одно из наиболее известных произведений Наумана - это его инсталляция "Самоанализ". В этой работе художник использует видеозаписи своего лица и голоса, чтобы создать чувство самонаблюдения и размышления.

Некоторые из других известных работ Наумана включают серию перформансов, в которых он исследует движение и границы человеческого тела. Он часто использует свой собственный тело как материал для исследований и экспериментов.

Философия искусства Брюса Наумана стремится вызвать у зрителей эмоциональные и интеллектуальные реакции. Он заставляет нас задуматься над смыслом и ценностью нашей собственной жизни, а также над тем, как мы взаимодействуем с окружающим миром.

Влияние Наумана на искусство современности неизмеримо. Его экспериментальный подход к искусству стал источником вдохновения для многих художников, и его работы по-прежнему вызывают интерес и восторг у зрителей.

Творчество Брюса Наумана проникает во все представимые среды. Хотя он широко известен своими световыми инсталляциями, у художника нет единого стиля, он приспосабливается к своим материалам. От его частично шокирующей скульптуры до фотографии, видеоискусства и рисунка, Брюс Науман и сегодня так же настойчиво уклоняется от односторонних описаний, как и в начале своей художественной карьеры около шестидесяти лет назад.

  1. Основные идеи от и о Брюсе Наумане
  2. Биография Брюса Наумана

Турбулентное детство Наумана началось в 1940-х годах в Форт Уэйн, штат Индиана, США. Его отец был инженером, и поэтому молодой Науман переезжал из одного маленького городка в другой, никогда не находя истинного призвания.

Сначала он проявлял мало интереса к изобразительному искусству и вместо этого предпочитал заниматься музыкальными инструментами - это был ранний признак его многогранности.

В 1960-х годах он изучал математику и физику с побочной специализацией на живописи в Университете Висконсина, где в 1964 году получил свой диплом.

Через два года он получил степень мастера изящных искусств в UC Davis. Его преподавателями были авангардные пионеры, такие как Мануэль Нери, Уильям Т. Уайли и Роберт Арнесон. Они через свободную и широкую программу обучения исследовали границы возможного.

Но во время учебы Науман решил полностью оставить живопись на ладони, так как обширный материал мешал ему. Его последняя картина 1965 года в конечном итоге имеет мало сходства с живым творчеством, за которое художник сегодня известен.

Во второй половине 1960-х годов для Брюса Наумана наступило экспериментальное время. В 1965 году он разработал свои первые стекловолоконные скульптуры и выбрал нестандартный подход к литью и формовке.

Используя полиэфирную смолу, Науман создал серию Без названия, в которой он испытал возможности своего нового материала: одноцветные модели, которые были дважды залиты стекловолокном. Однако, так как они были основаны на ручном прототипе из глины, он также рисковал из-за его хрупкости.

Тем не менее, его риск в конечном итоге окупился. В начале своей карьеры в 1960-х годах Науман неутомимо работал над идеей, которую начали осознавать его современные концептуальные художники: техники творчества заменили результат как источник смысла. "Я был художником, и я был в студии, так что то, что я делал в студии, должно быть искусством", заметил Брюс Науман о своем начале.

Как искусство процесса вдохновило Наумана

Науман принадлежит к художественному жанру, который сильно фокусируется на методике. Это "искусство процесса" отдает предпочтение технике перед результатом и рассматривает ручной труд как творчество само по себе.

Многие связывают свое происхождение с моментом, когда Джексон Поллок капал краску на пустое холст, хотя искусство процесса уходит еще дальше и имеет свои корни скорее в дадаизме.

Заметьте: Вместо того, чтобы фокусироваться на конечном результате, художники-процессуалисты наслаждаются физическостью своих средств и наслаждаются процедурой от начала до конца.

Размножение имело особое значение в мультимедийных работах Наумана в конце 1960-х и 1970-х годов. По аналогии с знаменитой фразой Маршалла Маклюэна, его средство действительно было его посланием. Науман сформулировал тысячи тонких историй с помощью световых, видео- и звуковых инсталляций, одновременно подвергая свою художественную роль сомнению, в то время как он ее исполнял.

Первая выставка Наумана в Нью-Йорке

В 1968 году галерея Лео Кастелли провела первую выставку Наумана в Нью-Йорке. Художник заполнил крошечное пространство своими новыми экспериментами и продемонстрировал свою художественную талантливость с помощью световых и видеоинсталляций, включая его знаменитые неоновые шаблоны левой половины моего тела, снятые с интервалом в десять дюймов в 1966 году.

Однако, несмотря на веру Кастелли, пресса отнеслась к его работам смешанными отзывами. Европейские кураторы с самого начала проявили сильную поддержку к Науману, в то время как американская пресса, особенно нью-йоркская, была далеко не так благосклонна. Историк Роберт Пинкус-Виттен назвал работы Наумана на выставке "инфантильным неразумным эгоизмом".

Вероятно, его позиция как художника из Сан-Франциско вызвала некоторое сопротивление. Или, может быть, Нью-Йорк просто еще не был готов к его видению будущего. Тем не менее, Науман смог доказать обратное своим противникам во время следующего десятилетия в Калифорнии.

Почему Брюс Науман избегал минимализма

Когда Брюс Науман стал известным в 1960-х годах, минимализм имел высокое значение. Поэтому скульптор, сознательно сопротивлялся господствующей творческой иерархии, к которой относились такие значимые личности, как Барнетт Ньюман и Дональд Джадд. До тех пор архетип художника стал сухой карикатурой перфекционистских тенденций. Явление, которое Науман описывал как все больше самовозвеличивающееся.

По сравнению со строгими, абстрактными и плоскими техниками работа Наумана была заметно непринужденной, неполным отражением его подлинного путешествия в качестве художника. Оборудованный своим динамичным арсеналом мультимедиа, провокатор потряс основы современности, придерживаясь своего собственного кодекса поведения.

В начале 1970-х годов карьера Наумана стремительно поднималась в невиданные высоты. Он переехал в Пасадену и создал социальную сеть, в которую входили музыканты и танцоры, учеба у которых позволила Науману еще более совершенствовать свой творческий процесс.

Его неоновая скульптура с голубым и красным светом Истинный художник помогает миру открывать мистическую истину (оконная или настенная вывеска) (1967) является лучшим примером этого периода, название которого выцарапано в головокружительной спиралью.

Фото: Giulia van Pelt / Фликр

Издалека красная неоновая обшивка казалась цифрой шесть, а только ближе выяснилось, что это надпись Наумана. В международных форумах, таких как Художественный зал Берна и Стеделик-музей, институциональная известность Наумана достигла своего пика в 1972 году, когда ему была предложена его первая официальная музейная ретроспектива.

Первая ретроспектива Брюса Наумана

Музей искусства Лос-Анджелеса и Уитни-музей вместе скомпоновали обширную ретроспективу Наумана. Марсия Такер и Джейн Ливингстон организовали ретроспективу, которая путешествовала по стране из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и также планировала попасть в Европу. Выставка показывала новые работы, которые Науман завершил в конце 1960-х и начале 1970-х годов, включая его первую крупномасштабную наружную инсталляцию.

Свое произведение "Ла Бреа/Арт-советы/Крысиный плевок/Смоляные ямы" (1972) Науман задумал так, чтобы оно обернуло вся ЛАКМУ. Оно было создано рядом с доисторическими Смоляными ямами Ла Бреа, которые были освещены неоновыми красными и зелеными огнями. Смелыми контрастами цветов он создал лингвистические головоломки, чтобы перемешать обыденные обороты речи и коннотации. Несмотря на его инновационные достижения, часть прессы раскритиковала ретроспективу Наумана как скучную.

Последние годы Наумана в Калифорнии

Брюс Науман - очень частное лицо. В середине 1970-х годов популярность проложила ему путь, и он сильно ограничил свою художественную деятельность. Однако именно из этой уединенности вышла невероятная оригинальность, включая теперь уже известные текстовые медиа Наумана.

На самом деле, в 1974 году он разработал свой световой рекламный щит "Silver Livres" в попытке вернуть контроль над своими собственными методами, в качестве ответа на масштабную выставку, которую он проводил в Париже. Пересекающиеся красные и зеленые трубы показывали французские анаграммы для слова "книги", или "livres".

Чтобы отметить конец этой запоминающейся эпохи, в 1979 году он также создал свою последнюю скульптурную работу "Studio Piece" в Пасадене. Модель в масштабе 1:1 продолжила использование его предыдущих материалов, чтобы исследовать свои геометрические предпочтения. Таким образом, он ностальгически прощался с родным Калифорнией и отправлялся на новый старт в Нью-Мексико.

Переезд Брюса Наумана в Нью-Мексико

В 1980-х годах Науман установил новый подход к своему искусству. В окружении пышных холмистых пейзажей округа Сан-Мигель он построил новую студию в небольшой деревне к югу от Санта-Фе. Там он также разработал передовой язык изображения и заменил упрощенные неоновые лампы на более серьезные выражения.

"Violins Violence Silence" (1981) представляет собой желтые и розовые неоновые трубки, рядом с шестью словами, образующими свободную форму треугольника, которые противопоставляют некоторую непринужденность музыкальности.

Одним из его самых известных произведений, являющимся вершиной его прорывной десятилетней карьеры, является "Сто живых и умирающих" из 1984 года. Четыре высокие колонны, 100 бессмысленных фраз и смесь светящихся цветов воссоздавали наш парадоксальный человеческий быт в этом мире на безупречный лад. Сложный алгоритм освещал отдельные слова, в то время как другие тускнели, создавая зрительную гармонию языка.

Брюс Науман, Сто живых и умирающих, 1984

В то время как общественное восприятие авангарда менялось, росло также и признание Наумана. В 1980-х годах он провел несколько успешных персональных выставок по всему миру.

К 1987 году он укрепил свой растущий интерес к включению зрителя в произведения, такие как "Пытки Клоуна", проекция гротескных видео, вращающихся вокруг его характерных мотивов. Наблюдение, стресс и игры слов создали бесконечную комбинацию, которая запутывала публику и намекала на основную страсть Наумана: повторяемость. После почти двадцатилетнего перерыва он вернулся к своей работе "Без названия (Два волка, два оленя)" 1988 года.

Наивен:
Наивен тоже на вершине своего мульти-медиа творчества расцвёл. В 1989 году он женился на своей коллеге по искусству Сьюзан Ротенберг. Вскоре после этого пара переехала на ферму недалеко от Галистео, где они до сих пор живут.

Новые работы Наивена

В 1990-е и 2000-е годы видео-искусство стало предпочтительным средством для Наивена. Исследуя свою собственную коммуникативную силу, он систематически тестировал отношения между телом и окружающим пространством. В его работе "Feed Me/Anthro-Socio" 1993 года, например, вращающийся актёр кричит "корми меня, помоги мне, съешь меня, причини мне боль", не давая зрителю с этим взаимодействовать.

В отличие от своих современников, Науман выбирал сюжеты для своих видеоинсталляций с учетом ситуации и обстоятельств, а не наоборот. В 1999 году он был удостоен Золотого Льва на 48-й Венецианской биеннале - самой престижной награды за фильмы.

В 2000 году он был принят в Американскую академию искусства и литературы, а в 2004 году получил Премии Империале. Брюс Науман воплотил в себе идею того, что значит быть своеобразным вывеской искусства в мире.

Сейчас он живет скромной жизнью на своей ферме в Нью-Мексико. Мало кто подозревает, что его непримечательный дворик скрывает ателье в маленьком сарае, прилегающем к зеленым пастбищам для лошадей.

Несмотря на то, что его искусство по-прежнему играет важную роль, Науман расширил свою деятельность на другие области и даже иногда продает диких животных. Вопреки неизбежности старения, фокус Наумана на физическом теле не сильно изменился со временем. Более того, его погружение в биологические часы отступило перед более интимным изучением его психики. Возможно, его будущее принесет еще больше понимания.

Культурное влияние Брюса Наумана

Независимо от того, насколько агрессивным, провокационным или ужасным это может быть, художник продолжает расширять свои интеллектуальные и физические границы, чтобы смутить, очаровать и насторожить международную публику.

С его восемьюдесятью одним годом, он пережил разгромную критику, потрясающую похвалу и даже почти смертельное заболевание кишечника, но ничто из этого не помешало его неизменной упорству.

Его анти-искусство, вызывающее глубокое душевное недовольство, размягчает общественное сознание как в положительном, так и в отрицательном смысле и позволяет нам партнерски использовать его творческие стремления к свободе.

Значительные произведения Наумана

The True Artist Helps the World by Revealing Mystic Truths, 1967

Это прорывное произведение, созданное Науманом в его ателье, обустроенном в заброшенном продуктовом магазине в Сан-Франциско, и вдохновленное неоновыми вывесками рядом, является рекламой иного рода.

Заглавными словами своего текстового произведения являются: "Истинный художник помогает миру, раскрывая мистические истины".

Это характерно для ранних работ Наумана с неоновыми надписями и является типичным для тона сухой сатиры во многих его работах.

Используя высокое искусство в материалах низкой культуры и рекламы, он вызывает конфликт, который заставляет нас задаться вопросами о старых представлениях о цели искусства и художников.

Сто Живут и Умирают, 1984

Это своеобразное поэтическое и вульгарное шоу из огней и цветов, состоящее из четырех столбов с сотней слов, связанных с жизнью и смертью различными действиями, эмоциями и цветами, воплощает наш коллективный опыт человеческого существования.

Согласно сложному алгоритму, фразы поочередно мигают, а затем загораются каждый столб. Все это достигает своего апогея, когда весь проект освещается. Так возникает своего рода симфония, которая характеризует любовь Наумана к играм слов в сочетании с социальными комментариями и интересом к цветовым взаимосвязям.