Данте Габриэль Россетти, родившийся в Лондоне в 1828 году, был братом поэтессы Кристины Россетти. Он был одним из основателей прерафаэлитского братства, движения, отвергающего эстетику Рафаэля эпохи Возрождения и стремящегося вернуться к чистым темам средневекового искусства.

Творчество Россетти включает в себя религиозные, мифологические и художественно-исторические темы, связанные с природой. Здесь мы подробнее рассмотрим 10 наиболее известных произведений Данте Габриэля Россетти.

Девственность Марии. 1848-1849 гг.

Картина "Девичья юность Марии Виргинии" Данте Габриэля Россетти, 1848-9 годы

Представленная в 1849 году картина "Девичья юность Марии Виргинии" была первым крупным произведением Россетти, которое он подписал инициалами "PRB" (PRB - это аббревиатура Pre-Raphaelite Brotherhood, что означает Братство прерафаэлитов).

Детали: Картина "Bocca Baciata" ("Поцелованная рот") была создана художником Россетти, членом Братства прерафаэлитов (символы выше левого угла).

Изображение показывает Деву Марию в детском возрасте с ее матерью, сопровождаемую ангелом-ребенком и ее отцом, занятым садовыми работами на заднем плане.

Полное религиозной символики изображение с использованием лилий указывает на чистоту Марии. Голубь символизирует Святого Духа, а пальма на земле намекает на страдания Христа. Представленные книги олицетворяют добродетели веры, надежды и любви.

Поцелованная рот, 1859

Данте Габриэль Россетти, "Bocca Baciata", 1859

"Bocca Baciata", который можно увидеть в Музее изящных искусств в Бостоне, изображает еще одну из долголетних муз и возлюбленных Россетти, Фанни Корнфорт.

На обратной стороне картины написана названияная строка из произведения Джованни Боккаччо "Декамерон" 14 века: "Bocca baciate non perda ventura, anzi rinova come fa la luna".

На русский язык эта фраза переводится следующим образом:

"Поцелованный рот не теряет вкуса,
на самом деле он обновляется, как луна."

Ecce Ancilla Domini, 1850

Экче анцилла домини (лат. «Вот раба Господня») — картина Данте Габриэля Россетти, созданная им в 1850 году.

Это произведение является радикальной переосмыслением объявления Деве Марии о рождении Иисуса, популярной темы, которую многие художники изображали ранее.

Картина была выставлена в Национальном институте в 1850 году. Она вызвала столь большую критику, что Россетти впоследствии решил воздержаться от публичного представления своих работ.

В то время как работа унаследовала некоторые традиционные элементы из проповеди (например, Богородица, лилия и голубь), Россетти нарушает традицию изображения Богородицы в религиозном положении. Вместо этого он изобразил Марию, как она только что была удивлена ангелом Гавриилом в постели, немного растрепанной и, возможно, даже напуганной.

Возлюбленная, 1865–1866

Данте Габриэль Россетти, Богиня, 1865–1866

В картинах "Богиня", в настоящее время выставленных в Тейт Британ в Лондоне, Россетти использует Песнь Песней, чтобы изобразить мощь женской красоты. Невеста, на модели Мари Форд из XIX века, кажется, поднимает свою вуаль в присутствии подружек невесты, чтобы впервые показать свою красоту жениху.

Предполагается, что включение чернокожей девочки Россетти намеренно было сделано, чтобы добавить еще одну экзотическую нотку. Некоторые искусствоведы спорят, что этот элемент образа "Богиня" мог быть вдохновлен Олимпией Эдуарда Мане.

Прозерпина, 1873–77

Россетти, Прозерпина, 1873–77

Прозерпина, без сомнения, одно из наиболее известных произведений Данте Габриэля Россетти. Россетти изображает богиню Прозерпину в мрачной позе, олицетворяющей собой правительницу подземного мира. С Джейн Моррис в качестве образа для Прозерпины - частой музы Россетти - картина часто воспринимается как аллегория несчастной чести музы.

Сопровождающий сонет был написан самим Россетти, который также был поэтом, и находится на итальянском языке в верхнем правом углу картины. Он подчеркивает впечатление о том, что Россетти тоскует по своей музе и тайно ждал от нее большего, чем просто романтические отношения.

Беата Беатриче, 1864 - 1870

Данте Габриэль Россетти, Беата Беатрикс, 1864 - 1870

Средневековый поэт Данте Алигьери играл большую роль в жизни и творчестве Россетти: его отец Габриеле Паскуале Джузеппе Россетти, который был учеником Данте, а также его имя почитает писателя "Божественной комедии".

Картина изображает Беатриче Портинари из истории Данте "Новая жизнь" в момент перед ее смертью. Россетти нарисовал Беатриче по образу собственной жены Элизабет Сиддел, которая умерла в 1862 году. Это подтверждается тем, что голубь на картине несет в клюве белый мак, намекая на передозировку лауданума (опиумного производного), от которой скончалась Элизабет.

Дантово видение, 1871

Картина «Dante's Dream» Данте Габриэля Россетти, 1871

Еще одно захватывающее произведение Данте Габриэля Россетти, вдохновленное писателем, показывает похожую сцену из «Новой жизни» Данте. Она изображает поэта Данте, которого к постели смерти его жены Беатрисы ведет ангел в виде любви с крыльями.

Символические элементы работы, такие как цветущее яблоневое дерево, которое символизирует неизменную любовь, и рассыпанные маки, представляющие сон и смерть, придают произведению глубокий смысл.

В отличие от работы «Beata Beatrix», здесь моделью для Беатрисы в «Dante's Dream» не является жена Россетти, а его возлюбленная Джейн Моррис.

Найдено, 1854-55, 1859-81

Данте Габриэль Россетти, "Найденное", 1854–55, 1859–81

"Найденное" - выдающаяся работа Данте Габриэля Россетти, единственная его работа, раскрывающая социальные и этические проблемы современной городской жизни.

На картине изображен приезжий из деревни в Лондон, чтобы продать теленка, и он встречает больную женщину, свалившуюся на улице, которую он узнает как свою бывшую возлюбленную, ставшую впоследствии проституткой. Считается, что Россетти хотел провести параллели между женщиной и теленком, обоих продают как животных.

Несмотря на то, что Россетти несколько раз возвращался к завершению работы, она осталась незавершенной после его смерти.

Леди Лилит, 1866

Данте Габриель Россетти, Леди Лилит, 1866

Мотив Леди Лилит был первой женщиной Адама, соблазнительницей и убийцей. Здесь она изображена как амазонская красавица в чувственной позе, стоящей в контрасте с изображением в сопоставляемой картине "Сибилла Пальмифера".

Интересно, что Фанни Корнфорт была представлена в качестве модели для Лилит, но лицо было заменено Россетти в начале 1870-х годов лицом другой его музы - Алексы Уайлдинг.

Сегодня неизвестно, произошло ли это по желанию его клиента, родившегося в Ливерпуле магната судоходной компании и коллекционера искусства Фредерика Ричардса Лейланда, или по собственной воле художника.

Мечты наяву, 1880

«День мечты», 1880 год, Россетти

«День мечты» был написан Россетти в 1880 году, всего за два года до его смерти. Сегодня известно, что в то время художник страдал от серьезных физических и умственных проблем, которые влияли на его концентрацию. Однако это не умалило его художественного гения.

«День мечты» был передан в Викторию и Альберт Музей в 1900 году заказчиком произведения Константином Александром Ионидесом и считается последней работой Россетти, наиболее полно отражающей его мастерство.