Эдгар Дега был одним из пионеров импрессионизма, который сегодня ассоциируется прежде всего со своими изображениями балерин. "Меня называют живописцем танцующих девочек", сказал Дега однажды парижскому художественному дилеру Амбруазу Воллару. Вот семь балерин Эдгара Дега, за которых художник до сих пор так известен.

Шассе де данс, около 1872 года

Эдгар Дега, Охота на танец, 1872 г.

Это первая из сцен Дега с балеринами. Танцовщица в центре - Жозефин Гожелин, позже ставшая актрисой в известном театре Парижа.

Гожелин позировала в танцевальном костюме для ряда рисунков, созданных Дега в этот период творчества.

Балет, 1872 г.

Эдгар Дега, "Балет", 1872 год

Дега создал картину "Балет" в 1872 году и в дальнейшем несколько лет перерабатывал ее, увеличивая размеры и превращая горизонтальный формат в вертикальный. Он также перекрашивал некоторые части исходной композиции.

Балетный зал на улице Пелетье, 1882 год

Эдгар Дега, Балетный зал оперы на улице Пелетье, 1882

Балетный зал оперы на улице Пелетье показывает десять балерин, которые проходят испытания в большом зале. В белых нарядах Луи Франсуа Мерант, преподаватель в опере, отдает команды, которые танцовщицы должны исполнять.

Опера на улице Ле Пелетье - это старый оперный театр, который сгорел в 1873 году. Тогдашний крупнейший оперный театр мира имел в своем штате 7 тысяч человек, в том числе около 200 балерин и балетмейстеров.

Репетиция балета на сцене, 1874

В этой сцене Дега выбрал боковой вид с верхней части, с акцентом на сцену, ограниченную прожекторами.

У нас сегодня есть несколько версий этой картины для оценки.

В одноцветной версии (камафраж) образуется как фон для будущей картины. Именно эта версия была представлена на первой выставке импрессионистов в 1874 году и вызвала большой интерес у критиков.

Эдгар Дега, "Балетная репетиция", 1874, Музей Д'Орсе

Сегодня в Метрополитен-музее Нью-Йорка находятся две многоцветные версии этой картины. По-прежнему неясно, в какой связи находятся эти три произведения и в каком порядке они были созданы.

Эдгар Дега, "Балетная репетиция", 1874, Метрополитэн Музей

Замечательно, как много внимания Эдгар Дега уделял каждой отдельной балерине. Сегодня сохранилось множество подготовительных штудий и эскизов, которые демонстрируют проработку каждой фигуры.

Эдгар Дега, "Л'Этуаль - Танцовщица на сцене", 1878

Эдгар Дега, "Звезда - Танцовщица на сцене", 1878 год

На этой картина показана главная актриса шоу, танцующая в одиночестве на пустой сцене.

На левой стороне мы видим мужчину в костюме, который прячется за занавеской. Это спонсор молодой танцовщицы. Не было просто попасть за кулисы. Это было привилегией, оплачиваемой богатыми мужскими спонсорами, которые часто флиртовали с танцовщицами и располагались в гардеробной.

Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица, 1881 год

Эдгар Дега, Маленькая четырнадцатилетняя балерина

Балерины Эдгара Дега были бы неполны без его известной скульптуры балерины.

В свои сорок лет Дега начал создавать восковые фигуры, так как он страдал от плохого зрения и, наконец, ослеп. Он делал их для своего собственного удовольствия, чтобы иметь что-то, что он мог создать и пощупать. В результате на шестой выставке импрессионистов весной 1881 года он представил единственную скульптуру, которую когда-либо показывал публично.