Жанровая живопись представляет собой направление в изобразительном искусстве, где художники изображают повседневные сцены и ситуации из жизни людей. Это направление стало особенно популярным в Европе начиная с 16 века и имело значительное влияние на развитие и трансформацию искусства в целом.

Одним из наиболее известных художников, работавших в области жанровой живописи, был Питер Брейгель Старший. Его картины "Крестьянская свадьба", "Игры детей", "Праздник в сельском дворе" глубоко проникают в жизнь простых людей и запечатлевают их быт и обычаи. Брейгель Старший был мастером использования ярких цветов и детализации в своих работах, что придавало им особую выразительность.

Другим выдающимся художником жанровой живописи был Жан-Батист Грёз. Его картины "Караван" и "Приключение" характеризуются обычно мистической или символической атмосферой, где реальность смешивается с фантазией. Грёз использовал светотень и глубину для создания эффекта трехмерности и придания объема его произведениям.

Жанровая живопись продолжает развиваться и сегодня, сохранив свою актуальность и значимость. Современные художники, такие как Олег Шупляков и Александр Иванов, вносят свой вклад в эту область искусства, открывая новые грани и тематики для изображения жизни людей со всей ее разнообразием.

В изобразительном искусстве термин "жанровая живопись" относится к изображениям, которые изображают ситуации и сцены повседневной жизни. Тематика обычно включает домашнюю обстановку, интерьеры, приемы пищи, праздники, сцены в тавернах или на фермах, рынки и другие уличные сцены.

Главной особенностью жанровой картины является то, что сцена не идеализируется, в отличие от традиционного классического подхода, который предполагает изображение сцен с героическими, благородными или драматическими характеристиками.

Самыми известными и знаменитыми представителями жанровой живописи были художники из Нидерландов XVII века, возглавляемые великим дельфтским художником Йоханнесом Яном Вермеером (1632-1675).

В данной статье мы глубоко погрузимся в жанровую живопись. Сначала рассмотрим особенности жанра, проясним отличия от других жанров живописи и затем проследим историческое развитие жанровой картины.

Отличия между жанровыми картинами, пейзажами и натюрмортами

Когда пейзаж становится жанровым и наоборот?

На этот вопрос нет точного ответа, так как граница между этим видом изобразительного искусства и другими жанрами часто смазана. Так, знаменитое произведение Джозефа Райта "Эксперимент с птицей в воздушной помпе" (1768) является частично жанровой, частично портретной и исторической живописью.

Французский реалист Жан-Франсуа Милле (1814-75) создал ряд сельских сцен, которые могут быть интерпретированы как пейзажи, жанровые картины или и то, и другое.

Также работу, изображающую интерьер, как у Петера Вильгельма Ильстеда, больше можно рассматривать как натюрморт, а не как жанровую живопись, особенно если композиция была аккуратно расставлена.

В качестве общего правила можно сказать, что жанровая картина обычно изображает обычные события, в которых отдельные персонажи обычно играют важную роль.

В отличие от этого, типичный пейзаж не содержит значительных конкретных элементов, в то время как натюрморт фактически является домашней сценой, содержащей искусственное расположение предметов.

Тем не менее, можно сказать, что "Улица в Дельфте" (1658) Вермеера является как городским пейзажем, так и жанровой картиной.

Нарративные и декоративные элементы

«Иерархия жанров» была официальной системой оценки Французской академии изобразительных искусств. Согласно этой системе жанровая живопись занимала третье место после исторической живописи и портретной живописи. Это связано с тем, что жанровые картины не рассматривались как "вдохновляющие" для истории или портретного искусства из-за отсутствия "содержания" или "повествования".

Правда, многие жанровые сцены заказывались и ценились из-за своих комфортных, декоративных или ностальгических качеств, а также из-за виртуозности художника. Но значительное количество жанровых картин содержат моральные истории. Иногда их нужно расшифровывать, изучая символику на холсте. В любом случае, вопреки академическому взгляду, жанровые картины способны нести моральные послания.

История и развитие жанровой живописи

Ренессансное искусство, на котором основано большинство западного изобразительного искусства, было в основном публичным искусством, заказываемым папами, церквами и светскими правителями, с целью вдохновлять массы религиозными и моральными ценностями.

Таким образом, большинство произведений искусства были специально созданными крупноформатными изображениями, передающими возвышенные послания, которые были наглядными и понятными для зрителей. Прекрасные итальянские церкви предоставляют много места для выставки и продолжают делать это по сей день.

Реформация

В 1517 году произошла Реформация - восстание протестантских стран, таких как Нидерланды и Фландрия, против Римской церкви. Это привело к тому, что религиозное и псевдорелигиозное искусство в значительной части Северной Европы резко потеряло свое значение.

Однако по мере уменьшения спроса на крупноформатные религиозные картины в течение 16-го века, возникла новая категория меценатов, принадлежащих к состоятельному классу купцов. Эти меценаты не требовали роскошных полотен, а требовали картины, которые подходили бы для их дома, как по тематике, так и по размеру. Особенно видным этот новый подход стал в протестантской Голландии, где портреты на мольберте, пейзажи и натюрморты стали очень популярными.

В Италии жанровая живопись была неизвестна (первые проявления этого жанра можно найти в итальянских произведениях искусства XIV и XV веков), но она была скорее фоном или контекстом для преобладающих религиозных тем. И хотя жанровая живопись была продвинута позднее итальянскими художниками, такими как Караваджо, Креспи и Черути, она играла второстепенную роль до появления венецианского художника Пьетро Лонги в XVIII веке.

Голландский реализм - золотой век

Жанровая живопись стала самостоятельной художественной формой в городах протестантского севера.

Первыми великими представителями жанровой живописи были нидерландские реалистические художники 17 века, чей непревзойденный стиль нидерландского реализма восходил к пяти основным школам:

  • Утрехтская школа, которую возглавлял Хендрик Тербрюгген, включала художников, таких как Геррит ван Хонторст, который был одним из основных последователей Караваджо.
  • Харлемская школа состояла из Адриана Брауера, который специализировался на сценах пьянства; Адриан Ван Остаде рисовал жанровые сцены с фермерами дома или в тавернах; Ян Стэйн, хозяин таверны, создавал плотные сцены в домах и гостиницах.
  • Школа Лейдена, членами которой были Герард Доу, создатель множества маленьких характерных портретов, а также его ученики Габриэль Метсу и Франс ван Мириз, которые изображали социальные удовольствия, растраты и предметы очень богатых людей.
  • Школа Дельфта под руководством Яна Вермеера,, возможно, самого важного нидерландского жанрового художника, а также Питера де Хоха, известного своими сценами с крестьянами и солдатами.
  • Школа Дордрехта, главной фигурой которой был Николас Маес, известный своими ранними изображениями бытовой жизни слуг.

Генревая живопись, возникшая из реализма нидерландского барокко, распространилась во Фландрии, Англии, Испании, Италии и Франции, где она была развита множеством художников разных школ. В Испании, например, художники Бамбоччанти ввели мрачную форму жанровой картины, известную как Бодеон, как показывает "Продавец воды в Севилье" Веласкеса.


Жанровая живопись XVIII века

Во Франции Луи Ле Нэн, находясь в компании своих братьев Антуана и Матье, стал пионером жанровой живописи. Братья Ле Нэн были известны своими изображениями небольших внутренних помещений с благородными группами крестьян.

На смену им пришел Жан Шарден, один из величайших художников XVIII века, создавший ряд глянцевых натюрмортов и жанровых видов со сказочной реалистичностью, таких как Мыльные пузыри (1734).

Его современник Жан-Батист Грец специализировался сначала на изображениях сентиментальных нравоучительных историй.

В ходе Ренессанса Италия оставалась сильно под влиянием грандиозных гуманистических традиций, однако в 18 веке жанровая живопись также получила развитие. Особенное внимание этому жанру уделял венецианский художник Пьетро Лонги, всю жизнь посвятивший себя изображению сцен из жизни аристократов и простых людей.

В Англии одним из ранних представителей жанровой живописи был Уильям Хогарт. Его сцены современной жизни, такие как «Брак по интересу», демонстрируют человеческое поведение с явной моральной подоплекой. В сравнении с этим картины Томаса Гейнсборо применяют более изощренную иллюзию в сценах гражданской деревенской доброты и удовлетворенности.

Жанровая живопись XIX века

В XIX веке, когда религиозная и историческая живопись уступала свои позиции, все больше художников находили вдохновение в повседневной жизни простых людей. Реалисты, особенно во Франции, шли еще дальше, помещая свои повседневные жанровые сцены на большие холсты, отражающие повседневную жизнь простых людей.

Одними из самых популярных жанровых художников XIX века в Англии были шотландский художник Дэвид Уилки и Уильям Пауэлл Фрит. Фрит, которого почитала королева, был документатором викторианской жизни при забегах, на море и в путешествиях. Одновременно он также изображал и более скромные мотивы. Простые семейные сцены, уличные виды, изображения проституток демонстрировались без всякого блеска и гламура.

В первой половине XIX века во Франции двумя великими жанровыми художниками были реалисты Жан-Франсуа Милле и Гюстав Курбе. Если сын фермера Милле сосредоточился на сценах загородной жизни Франции, в которых он изображал тяжелую, но достойную жизнь крестьянства в некоторых произведениях. Курбе расширил фокус на сцены из всей провинциальной жизни. Его самые известные работы - это "Каменотесы" 1849 года и "Похороны в Орнане" около 1850 года.

Еще одним важным художником жанровых сцен был немецкий художник Адольф Менцель, чьи спокойные интерьеры были на 25 лет впереди импрессионизма. Самая известная работа Мензеля, вероятно, это "Сталепрокатный завод", которая показывает сцену с рабочими и показывает, как тяжело была работа в то время.

Время импрессионизма и постимпрессионизма стало новым пиком жанровой живописи. Помимо пленэрных мастеров, таких как Моне, Писсарро и Сислей, большинство импрессионистов сосредоточились на повседневных сценах парижской жизни.

В Америке доминировала реалистическая школа жанровой живописи, которую иллюстрировали гражданская война и морские пейзажи Уинслоу Хомера. Другими влиятельными творцами были участники движения сценической живописи в Америке и их последователи в рамках школы "Американского регионализма".

Жанровая живопись XX века

В начале XX века художники различных школ продолжали создавать высококачественные жанровые сцены.