В итальянском Возрождении XV и XVI веков художники достигли впечатляющих успехов в скульптуре. До сих пор удивляют элегантность и возвышенность скульптур, таких как "Давид" Микеланджело, многочисленных зрителей.

В этой статье вы найдете обзор скульптуры Возрождения. Краткий раздел о происхождении Возрождения объяснит исторический контекст, прежде чем в более подробной форме будут представлены особенности скульптуры этого времени на пяти примерах.

История скульптуры Возрождения

Период начала художественного возрождения был обусловлен множеством факторов, таких как усиленный культурный обмен в Европе через вновь установленные торговые пути, а также через Священные войны средних веков. Также технологические инновации, такие как печатный станок Иоганна Гутенберга, способствовали культурным и социальным реформам.

Однако одним из самых важных аспектов является воскрешение древних текстов, которые можно проследить до итальянского ученого Франческо Петрарка.

Петрарка открыл письма римского ученого Цицерона, в которых были найдены древние философии, основанные на логике и разуме. Это также побудило других ученых в Италии и по всей Европе искать другие древние тексты.

В этом контексте Петрарка стал известен как основатель гуманизма, который определял Возрождение и утверждал, что человек сам определяет свою судьбу и не руководствуется божественной силой.

В эпоху Возрождения искусство и наука соединились друг с другом, и никто не воплощал это соединение так всесторонне, как Леонардо да Винчи.

Благодаря геометрии и оптике художники, например, могли изобразить такие перспективные явления, как линейная перспектива или воздушная перспектива. Изучение максимально подробного живописного воспроизведения природы побуждало скульпторов также стремиться к подобной природной близости в скульптуре. Этот способ оформления в живописи и скульптуре сегодня также называется натурализмом.

Скульптура в эпоху Возрождения в трех фазах

На Ренессансное искусство обычно делятся на три этапа: Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс и Поздний Ренессанс.

Хотя они в основном имеют общую идею возвращения к античным идеалам и человеку как центральной теме, есть некоторые различия в стилях трех этапов.

В дальнейшем будут рассмотрены особенности скульптуры на разных этапах Ренессанса.

Ранний Ренессанс

В начале Ренессанса центром искусства в Италии был город-государство Флоренция. Это было связано, прежде всего, с растущей поддержкой искусства со стороны католической церкви и связанной с ней семьей Медичи.

Огромные суммы были потрачены на украшение частных помещений и общественных мест произведениями искусства самых талантливых художников того времени.

В то время как внутренние помещения были украшены в основном живописью, на общественных местах предлагались стойкие к погодным условиям, крупногабаритные скульптуры.

Высокое Возрождение

В период расцвета художественного Возрождения скульптура Возрождения распространилась и в других крупных городах Италии, особенно в Риме и Ватикане.

Мастера, как Микеланджело, получали заказы от католической церкви на создание скульптур для Собора Святого Петра и других священных мест церкви.

В период Высокого Возрождения акцент сместился от эстетических скульптур античного образца к христианским мотивам.

Позднее Возрождение

Споздняя эпоха Ренессанса кардинально отличается от двух предыдущих периодов. Скульптура этого периода характеризуется напряженностью, эмоциональностью и преувеличением.Предполагалось, что скульпторы споздней Ренессанса считали произведения своих предшественников непревзойденными по своей красоте и качеству исполнения, и поэтому они решили уделять больше внимания драматизму в выражении своих скульптур.По этой причине маньеризм, практикуемый в эпоху спозднего Ренессанса, часто рассматривается как отправная точка для барокко.

Скульптура в Ренессансе: значимые произведения

Ниже приведены пять известных скульптурных произведений Ренессанса. Включены примеры как из раннего периода, так и из споздней Ренессанса.

Лоренцо Гиберти, Врата Рая, 1424 - 1451

Лоренцо Гиберти, Врата Рая Флоренции Фото: МаттиасКабель / Википедия / CC BY-SA 3.0

Гиберти считается одним из первых скульпторов эпохи Возрождения. В 1401 году католическая церковь объявила конкурс на создание проекта Восточных врат для Крестильного храма во Флоренции.

Гиберти выиграл конкурс на создание проекта ворот. Однако через 25 лет ворота были перенесены на Северную сторону. Тогда Гиберти был поручено создание новых Восточных врат, которые сейчас известны как "Врата Рая".

Десять золоченых бронзовых плит показывают библейскую историю Ветхого Завета.

Сам Микеланджело назвал эту работу так. Увидев врата, он отметил, что они выглядят как "Врата Рая".

Донателло, Давид, ок. 1430 - 1440

Фото: Патрик А. Роджерс / Фликр / CC BY-SA 2.0

Скульптура "Давид" Донателло является одной из самых значимых произведений искусства эпохи Возрождения. Она была создана между 1430 и 1440 годами и была заказана семьей Медичи для их внутреннего двора. Однако позже его перевезли в Палацио Веккьо, когда Медичи были изгнаны из Флоренции.

Донателло изначально обучался ювелирному делу и позднее работал в мастерской Гиберти во Флоренции. Здесь он научился работать с металлами с высокой точностью. В последние годы Донателло переехал в Рим, чтобы изучить римское искусство и архитектуру.

Главными чертами, которые сделали скульптуру "Давид" Донателло одной из самых известных произведений Возрождения, являются два особенных момента.

Он был одним из первых свободно стоящих актов, созданных с древности. В то время скульптуры и акты почти всегда интегрировались в архитектуру места, для которого они были созданы.

Еще одной причиной является использование натуралистических техник в создании скульптуры Донателло. Она не только была очень пропорциональна, но и является одной из самых точных итальянских ренессансных скульптур библейского персонажа Давида. В Библии Давид - еще маленький мальчик, когда он побеждает Голиафа-великана. Таким образом, он хочет показать, что даже слабые могут победить сильных, если они имеют Бога на своей стороне. Донателло изображает это через свое почти женское представление Давида.

Пиета, Микеланджело, ок. 1498 г.

Фото: Сергей Подлеснов / Shutterstock

Скульптура "Пьета" Микеланджело была заказана Жаном де Бильером, французским кардиналом в Риме, чтобы украсить его могильный памятник. Микеланджело завершил "Пьету" около 1498 года, когда ему было всего лишь двадцать пару лет. В то время как скульптура более 200 лет украшала могилу кардинала, позже она была перенесена в Собор Святого Петра в Ватикане.

"Пьета" изображает Деву Марию, держащую тело Иисуса Христа после его распятия на своем колене. Микеланджело был похвален за точность его человеческих форм и его любовь к деталям, особенно к оформлению тканей.

Несмотря на то, что пьета во всеуслышание считается шедевром Микеланджело, она все же была подвергнута критике. Это, прежде всего, касается Девы Марии, которая выглядит слишком молодой, чтобы иметь сына среднего возраста. Микеланджело объяснил, что специально сделал ее такой молодой, чтобы выразить ее чистоту и святость.

Микеланджело, скульптура Давида, ок. 1501-1504

Фото: giovannamatarazzo / Flickr

Скульптура Давида Микеланджело, вероятно, самая известная скульптурная работа эпохи Возрождения.

Давид был создан между 1501 и 1504 годами из безупречного белого мраморного блока. Хотя оригинальная скульптура была заказана для Piazza della Signoria во Флоренции, она сегодня находится в Галерее Академии в Уффици.

В последующие годы была создана копия статуи для Piazza della Signoria, чтобы все жители могли ее увидеть.

Считается, что Микеланджело вдохновлялся изображениями древнегреческого героя Геракла, когда создавал своего Давида. Эти влияния из классической эпохи широко распространены в итальянском скульптурном искусстве эпохи Возрождения. Давид напоминает актовые изображения античности и представляет собой безупречный образ мужчины.

Однако при более внимательном рассмотрении скульптуры можно заметить небольшие асимметрии, такие как огромные руки.

Почему Микеланджело, возможно, сознательно внес эти изменения, вы узнаете в этой статье о скульптуре Давида.

Бенвенуто Челлини, Персей с Медузой, ок. 1545-1554

Фото: Д. Бонд / Shutterstock

Одна из самых известных скульптур периода Возрождения - "Персей с Медузой" - была создана промеж 1545 годам одним из величайших скульпторов Ренессанса - Бенвенуто Челлини. Первоначально Челлини обучался ювелирному делу, и бронзовый "Персей", держащий над головой голову Медузы, является выражением его невероятного мастерства в обработке металла.

Как и многие известные скульптуры эпохи Возрождения, создание "Персея с Медузой" было заказано семьей Медичи. При его изготовлении Челлини выбрал технику, необычную для того времени. Он создал уникальный отлив, с помощью которого он отлил бронзу.

Персей с Медузой - одна из самых известных историй греческой мифологии. По мифу, Персею удалось избежать взгляда Медузы и обезглавить ее, отразив ее отражение в своем щите, чтобы не превратиться в камень.

Челлини сделал пьедестал частью повествовательного содержания скульптуры, что было уникально для того времени.

Техники ренессансной скульптуры

Прогресс в перспективе и изображении человеческой анатомии привели к тенденции все более реалистичного изображения в ренессансной скульптуре.

Скульптуры людей и животных теперь изображались с поразительным сходством с реальным образцом. Донателло с его реалистичными скульптурами святого Марка и святого Георгия в 1415 году был пионером в этом направлении.

Другие скульпторы, известные своими натуралистическими изображениями, включали Пьеро ди Джованни Тедеско, Нанни ди Банко и Лоренцо Гиберти, который с помощью перспективы придавал своим ранним рельефным скульптурам определенную соответственность с реальностью.

В то время как художники северного Возрождения в основном резали скульптуры из дерева, в Италии это было менее распространено из-за недостатка подходящей древесины для резьбы.

Итальянские художники все чаще обращались к мрамору, что позволяло им достичь уровня тонкости и выразительности, недоступных при использовании других материалов.

Иногда вместо мрамора использовалась терракота, так как она была более доступной по цене.