Роберт Раушенберг (1968) Фото: Национальный архив / CC BY-SA 3.0

Роберт Раушенберг считался одним из самых влиятельных американских художников XX века. Благодаря своему объединению радикальных материалов и методов он был ключевой фигурой в переходе от абстрактного экспрессионизма к более поздним движениям современного искусства.

Как один из важнейших представителей нео-дада его экспериментальный подход расширял традиционные границы искусства и открывал будущим художникам новые возможности для самовыражения.

Биография Роберта Раушенберга

Роберт Раушенберг -знаменитый американский художник, родился в небольшом городе Порт-Артур, штат Техас, 22 октября 1925 года. Его отец, Эрнест, работал для энергетической компании Gulf State Utilities, а мать, Дора, была верующей и скромной женщиной, которая самостоятельно создавала одежду семьи из старых тряпок. Этот метод создания вызывал стеснение у сына, но, возможно, оказал влияние на его будущие работы с ассамбляжами и коллажами.

Детство Раушенберга было необычным. Он часто рисовал и копировал комиксы, но его талант как художника оставался незамеченным, за исключением его младшей сестры Джанет.

Первоначальное художественное образование

По желанию своих родителей Раушенберг поступил в Университет Техаса в Остине, чтобы изучать фармакологию, однако в первом году его отчислили после того, как он отказался разделывать лягушку.

Призыв в армию США в 1943 году спас его от необходимости сообщить эту новость своим родителям. Он отказывался действовать солдатом на поле боя и был учтен как медицинский техник в корпусе военно-морской больницы, размещенной в госпитале в Сан-Диего, который заботился о выживших. Там он впервые лично увидел масляные картины в Галерее искусств Хантингтон в Калифорнии.

После окончания войны, Раушенберг еще раз переехал и начал заниматься искусством в Канзасском университете. Прибыв в Канзас-Сити, он решил, что желает начать новую жизнь с новым именем - Роберт. В следующем году Роберт Раушенберг отправился в Париж, чтобы учиться в Академии Жюльен.

В Париже Раушенберг встретил американскую студентку Сьюзан Вайл, и они стали неразлучными друзьями. Раушенберг накопил достаточно денег и последовал за ней в колледж Блэк Маунтин в Северной Каролине после того, как познакомился и восхитился методами преподавания известного руководителя, Йозефа Альберса. Иронично, но Альберс часто и яростно критиковал работу Раушенберга после его поступления в колледж. Лабораторные занятия Альберса по изучению материалов, в которых студенты исследовали линию, текстуру и цвет повседневных материалов, существенно сказались на будущих ассамбляжах Раушенберга.

Раушенберг и Вайл оставались в Black Mountain College с 1948 по 1949 год, а затем переехали в Нью-Йорк, который они считали центром мирового искусства. Они прибыли в этот мегаполис, когда абстракционистское выражение только достигло своей зрелости. В июне 1950 года Раушенберг и Вайл поженились, а в августе 1951 года у них родился сын Кристофер.

В течение 1951 и 1952 годов Раушенберг разделил свое время между Art Students League в Нью-Йорке и Black Mountain College, где он проводил лето.

Его стремление принесло ему престижную индивидуальную выставку в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке в 1953 году, где были показаны серия белых картин с поцарапанными цифрами и символами. Раушенберг продолжал свою живопись в белом цвете в колледже Блэк Маунтин, где он использовал валик для нанесения белой краски на стены. Плоские белые холсты были влиянием их окружения, отражающего тени людей и время суток.

Во время учебы в колледже Black Mountain Раушенберг познакомился с минималистическим композитором Джоном Кейджом и хореографом Мерсом Каннингемом, которые оба преподавали в колледже и высказывались в пользу использования случайных методов, найденных объектов и общих повседневных впечатлений в высоком искусстве. Все эти идеи оказались основными влияниями на молодого художника.

Художественная зрелость и средний период творчества

После возвращения Раушенберга в Нью-Йорк в осенью 1952 года Вейл подала на развод и забрала Кристофера к своим родителям. Раушенберг отправился в путешествие по Европе и Северной Африке с Ци Туомбли - однокурсником в Лиге студентов искусств, а позже важным концептуальным художником.

Во время своих путешествий Раушенберг собирал свои первые ассамбляжи из мусора, собранного им в итальянской местности. Вернувшись в США, в 1953 году он продолжил свои эксперименты с картины, такие как серия "Red", которая включала в себя различные текстуры поверхности и газетной бумаги.

Раушенберг начал включать объекты на поверхность своих картин, от зонтиков до частей мужской футболки.

Роберт Раушенберг, Коллекция (ранее: Безымянный), 1954-1955 Фото: Уолли Гобец / Flickr

Раушенберг встретил юного художника Джаспера Джонса зимой 1953 года на вечеринке, и после нескольких месяцев дружбы они стали парой и сотрудничали в творчестве.

В 1955 году Раушенберг переехал в ту же здание, где жил Джонс, и художники виделись каждый день, обменивались идеями и вместе исследовали границы искусства. Хотя их стили на первых порах были слишком различными, чтобы образовать по-настоящему согласованное движение, интенсивность их творческого партнерства сравнивали с партнерством между Жоржем Браком и Пабло Пикассо.

Фото: Rocor / Flickr

Роберт Раушенберг, "Короткое замыкание", 1955 г.

Данная пара также развила близкую дружбу с Кейджем и Каннингемом, которые также жили в Нью-Йорке в то время. Четыре художника разделяли схожую философию, которую позднее историки искусства называли нео-дадаизмом. Они отвергали зашифрованную психологию абстрактно-экспрессионистической живописи и приветствовали неожиданную красоту повседневной жизни.

Однако, близкие отношения Раушенберга с Джонсом не продолжались долго. В 1957 году Джонс был упомянут на обложке Art News, а Музей современного искусства приобрел три его произведения. Этот всплеск известности вызвал напряженность между Джонсом и Раушенбергом, и их отношения завершились в 1961 году. Тем не менее, Раушенберг продолжал быть другом и сотрудником Кейджа и Каннингема.

Взаимодействие было повторяющейся темой в карьере Раушенберга. Его интерес к танцу привел к десятилетнему сотрудничеству с компанией Мерса Каннингема ( 1954-64) а также с хореографами Полом Тейлором и Тришей Браун. Он создавал костюмы и декорации для танцевальной компании Каннингема, пока Кейдж сочинял музыку. Кроме того, в 1960-х годах он самостоятельно хореографировал и планировал свои собственные "театральные произведения" с коллегами.

Раушенберг также искал сотрудничество в других медиа: в 1962 году он начал создавать литографии совместно с Татьяной Гросман, гравером и владелицей компании Universal Limited Art Editions.

Впоследствии он сотрудничал с другими типографиями, а в 1969 году приобрел дом на острове Каптива, который стал филиалом компании Unlimited Press - студии печати, предоставляющей услуги начинающим и утвердившимся художникам.

Роберт Раушенберг, Сканирование, 1963

Раушенберг очень быстро стал известным и признанным художником. В 1963 году его работы были представлены на ретроспективной выставке в Жидовском музее в Нью-Йорке, которую критики и зрители очень хорошо приняли.

Его популярности в Америке последовала выставка в Галерее Уайтчепел в Лондоне, а затем выставка его работ на Биеннале в Венеции. В разгаре своей карьеры он получил первую премию за живопись на Биеннале в 1964 году.

Поздний период зрелости

В соответствии со своим интересом к актуальным событиям и культурам Раушенберг в 1960-х годах начал включать изображения космических полетов в свои работы. В серии "Опьяненная Луна" (1969-70) Раушенберг внес в 33 литографии фотографии из записей NASA.

1970-е годы снова стали временем ассамбляжа, когда Роберт Раушенберг начал работать над сериями "Spreads" (1975-1982) и "Scales" (1977-1981). В этих работах он использовал техники и изображения из своих ранних работ, комбинируя шелкографии, изображения из журналов и повседневные предметы, но уже с большим количеством цвета и в более крупном масштабе.

Хотя некоторые из этих работ были проданы коллекционерам, художественные критики не были впечатлены тем, что они считали повторением старых методов.

1984 Раушенберг связал свой интерес к путешествиям с верой в то, что искусство может изменить общество, и основал Раушенберговскую культурно-политическую программу. Он путешествовал в основном в развивающиеся страны и коммунистические страны, несмотря на тогдашнюю американскую политику Холодной войны, и изучал ремесленные традиции у местных художников и ремесленников.

Каждое из двенадцати путешествий приводило к огромной выставке работ Раушенберга, вдохновленных страной-хозяином. Важной точкой путешествия стала выставка в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

В то время как Раушенберг устанавливал связи с художниками за рубежом, критики в стране оставались безразличными. Роберта Смит, пишущая для газеты "Нью-Йорк Таймс", выразила своё мнение о проекте как о "одновременно бескорыстном и само-гордом, скромном и высокомерном".

Поздние годы и кончина

В 1990 году Уитни Музей посвятил Роберту Раушенбергу ретроспективу, сопровождаемую небольшой выставкой его ранних работ 1950-х годов в Галерее Коркоран. Эти выставки укрепили его статус одного из гигантов мирового искусства и подчеркнули важность его раннего творчества для развития современного американского искусства.

В 1996 году художник отказался от своей привычки и поступил в клинику Бетти-Форд для лечения алкоголизма, который он начал развивать в более позднем возрасте. Он успешно завершил программу реабилитации и вовремя отметил открытие своей ретроспективной выставки с 467 произведениями в музее Гуггенхайма. Подготовка к этой выставке заняла целых шесть лет.

С 2001 года Раушенберг сталкивался с серией медицинских проблем. Вначале он сломал бедро, что привело к проколу кишечника, а в 2002 году у него случился инсульт, который парализовал его правую сторону. При помощи своего опекуна и друга, Даррила Потторфа, Раушенберг научился работать левой рукой. Он продолжал создавать искусство до своей смерти от сердечной недостаточности 12 мая 2008 года.

Наследие Роберта Раушенберга

Работы Раушенберга в 1950-х и 1960-х годах повлияли на молодых художников, которые позже развили течения современности. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн вдохновились его коллажами из назначенных медиа-изображений и его экспериментами с шелкографией в своем творчестве в стиле поп-арт.

Основу концептуального искусства можно проследить в большой степени от дадаистической уверенности Раушенберга в том, что художник имеет авторитет определить определение искусства. Кроме того, инициативы и последующие выступления в 1960-е годы основываются на сотрудничестве Раушенберга с Джоном Кейджем в колледже Блэк-Маунтин.

Актуальная эстетика постмодернизма, которая оказала влияние на художников наподобие Синди Шерман и Шерри Левайн, в определенной степени объясняется предпочтением Раузенберга заимствовать изображения из популярных средств массовой информации и изобразительного искусства. Его увлечение самодельными изделиями повлияло на выбор материалов многих позднее живущих художников, желавших включить в свою работу необычные художественные средства.

Критики согласны в том, что поздние произведения искусства Роберта Раушенберга не были такими влиятельными, как его ранние работы, но его продолжающийся коммерческий успех позволил ему поддерживать начинающих художников. Он был одним из сооснователей Artists Rights Today, чтобы защищать лицензии художников на перепродажу и воспроизводство их работ, и он заметил прибыль ранних коллекционеров с бумом на художественном рынке. Неиссякаемая энергия была основой его успеха.

Известные произведения искусства Роберта Раушенберга

Белые картины, 1951

Роберт Раушенберг, картины "Белые" (Три панели), 1951 год Фото: Рокор / Фликр

Изначально считавшиеся скандальным обманом, "Белые картины" Раушенберга стали ранним закреплением художественных идеалов, которые преобладали в его всем произведении искусства.

В настоящее время "Белые картины" существуют в пяти различных вариантах многопанельных холстов, которые Раушенберг специально освободил от каких-либо художественных рукописей. Из-за этого работы могли и были восстановлены его друзьями и помощниками, включая коллег, от Сай Твайбли до Брайса Мардена.

Удаление художественных жестов предшествовало и механическому внешнему виду сериграфических работ Энди Уорхола, и гладким поверхностям абстрактных картин Эда Райнхардта (1952-1967).

На первый взгляд пустые холсты, покрытые равномерным белым цветом, служат фоном, который оживает, когда зритель приближается, оживляясь своими тенями и одновременно отражая свет и звуки помещения, которое он занимает. Таким образом, Раузенберг позволил "теме" Белых Картин меняться с каждой новой аудиторией и новым окружением.

Он проиллюстрировал свой интерес к случайным процессам в искусстве, одновременно подвергая сомнению роль художника в определении значения или предмета произведения искусства.

Белые картины были впервые выставлены летом 1952 года в столовой Колледжа Черная гора для первой театральной постановки Джона Кейджа. Это было мультимедийное представление, сочетающее поэзию, чтение, танцы и музыку, определяемые случайными процессами.

Во время представления четыре доски белых картины были подвешены в форме креста с потолка, на которые проецировались фильмы и диафильмы. Во время чтения своих стихов Чарльз Олсен и М. К. Ричардс танцевал Мерс Каннингем среди публики, Дэвид Тьюдор играл музыку Кейджа на фортепиано, Джон Кейдж читал лекции, а сам Раузенберг играл старые пластинки Эдит Пиаф на старой рожковой флейте Эдисона.

Уничтоженный рисунок де Кунинга, 1953 год

Роберт Раушенберг, Изглаженная дроинг де Кунинг, 1953 Фото: Рокор / Фликр

В начале 1950-х годов Раушенберг исследовал границы и определение искусства, продолжая радикальных предшественников модернизма, созданных Марселем Дюшаном и его ранними дадаистскими редимейдами.

В этой "деровянной" работе он хотел узнать, представляет ли стирание рисунка произведение искусства. Он понял, что для успеха работы ему потребовалось уже достаточно заметное произведение искусства.

Виллем де Кунинг был утвержденным и ведущим представителем Нью-Йоркской художественной сцены, когда молодой Раушенберг попросил его нарисовать рисунок, который он мог бы стереть.

Де Кунин согласился на просьбу Раушенберга, хотя и неохотно. Он специально затруднил процесс стирания Раушенбергом, выбрав сильное рисунок карандашом и углем. Раушенбергу потребовалось два месяца и десятки ластиков, чтобы стереть рисунок. Даже после завершения работы остались следы творчества Де Кунина.

Стирая рисунок Де Кунина, Раушенберг выразил свое восхищение своим предшественником, но также сигнализировал о своем отказе от абстрактного экспрессионизма. Он оформил стертый рисунок в простую золотую раму, с паспарту, на котором есть надпись, созданная Джаспером Джонсом, которая показывает значимость на первый взгляд пустого листа.