Сюрреализм был основан в 1924 году писателем и поэтом Андре Бретоном и был реализован художниками, которых Бретон лично выбрал. Однако идеи движения, сосредоточенные на раскрытии подсознания через такие упражнения, как автоматическое рисование, не ограничивались теми, кого Андре Бретон произвольно выбрал или избегал. Его влияние было всемирным и нашло свое наиболее яркое отражение в Европе, Мексике, Соединенных Штатах и Северной Африке.

Из-за восприятия сюрреализма как мужской дисциплины, творчество художниц данного направления часто игнорируется и исчезает из истории. Однако работы этих пяти художниц сюрреализма подвергают сомнению традиционное описание основного фокуса движения - объективизации женского тела, и их участие в движении подтверждает, что сюрреалистическое этическое начало было гораздо более комплексным, чем это предполагает история искусства.

Леонор Фини

Леонор Фини родилась в 1907 году в Аргентине, но провела свою молодость в Триесте, Италия, после того как ее мать убежала из несчастного брака с отцом Фини. Взрослым Фини познакомилась с сюрреалистической группой в Париже и подружилась с такими личностями, как Макс Эрнст и Доротея Таннинг. Ее работы были выставлены на революционной выставке "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Музее современного искусства (MoMA) в 1937 году.

Фини была восхищена идеей андрогина, с которым она идентифицировалась. Ее образ жизни соответствовал ее необычному взгляду на пол, так как она жила с двумя мужчинами в тройственных отношениях более сорока лет. Она проводила лето в заброшенном замке на Корсике, где устраивала нарядные костюмированные вечеринки, на которые ее гости готовились месяцами.

В работах Фини часто присутствуют женские персонажи в доминирующих позах. Она иллюстрировала эротическую художественную литературу и создавала костюмы для спектаклей своих друзей. Она также разрабатывала собственные костюмы для общественных мероприятий. Ее часто преувеличенное самовосприятие было запечатлено некоторыми известными фотографами времени, включая Карла ван Вехтена.

Одним из, возможно, самых коммерчески успешных достижений Фини было создание дизайна флакона для парфюма "Шокирующая" Эльзы Скиапарелли. Флакон был оформлен так, чтобы выглядел как голое женское торс. Дизайн этого флакона повторяется в течение десятилетий.

Дороти Таннинг

Доротея Таннинг родилась в 1911 году и выросла в Иллинойсе в семье шведских иммигрантов. Потерпев суровую детскую пору, юная Таннинг обратилась к литературе и познакомилась с миром европейского искусства и письменности через книги.

Понимая, что судьба предопределила ее стать художницей, Таннинг покинула Чикагский арт-институт, чтобы жить в Нью-Йорке. Выставка "Фантастическое искусство, Дада и Сюрреализм", организованная Музеем современного искусства (MoMA) в 1937 году, укрепила его интерес к сюрреализму. Через несколько лет она познакомилась с некоторыми ключевыми участниками этой выставки, когда многие из них переехали в Нью-Йорк, чтобы избежать нарастающей враждебности в Европе во время Второй мировой войны.

Фото: Кристин / Фликр / CC BY-NC 2.0

Во время посещения ателье Таннинг по поручению его жены Пегги Гуггенхайма из галереи "Искусство века" Макс Эрнст встретился с Таннинг и был впечатлен ее работой. Они стали быстрыми друзьями и поженились в 1946 году после развода Эрнста с Гуггенхаймом. Пара переехала в Аризону и жила в окружении группы сюрреалистических художников.

Творчество Таннинг охватывает разнообразные области, так как ее карьера продолжалась около восьмидесяти лет. Хотя она, возможно, наиболее известна своими живописными работами, Таннинг также занималась костюмным дизайном, скульптурой, прозой и поэзией. Она умерла в 2012 году в возрасте 101 года.

Леонора Каррингтон

Леонора Каррингтон родилась в 1917 году в Великобритании. Она кратковременно посещала Школу искусств Челси, а затем перешла в Лондонскую академию изобразительных искусств Озанфа. В ранние двадцатые годы она познакомилась с Максом Эрнстом и вскоре переехала с ним в Южную Францию. Эрнст был арестован французскими властями как политический враг и позднее нацистами из-за производства "нездорового искусства". Каррингтон пережила нервный срыв и была госпитализирована в психиатрической клинике в Испании.

Леонора Каррингтон - выдающийся художник-сюрреалист XX века. В ее работах сочетаются фантастическая мифология, сюрреалистические образы и автобиографические элементы. Она экспериментировала с различными жанрами и техниками, создавая запоминающиеся полотна, олицетворяющие ее внутренний мир и личные переживания.

После возвращения из психиатрической клиники, Каррингтон продолжила свою творческую деятельность, создавая новые произведения и участвуя в художественных выставках. Ее работы были признаны важным вкладом в развитие сюрреализма и оказали значительное влияние на других художников.

К сожалению, многие ее работы были утеряны или уничтожены во время Второй мировой войны. Однако, некоторые из ее полотен удалось сохранить, и они до сих пор восхищают ценителей искусства своей оригинальностью и глубиной выражения.

Единственным способом её побега был брак, поэтому она вышла замуж за мексиканского дипломата и переехала с ним в Соединенные Штаты, где вновь воссоединилась с многими сюрреалистами, находившимися в изгнании в Нью-Йорке. Вскоре она перебралась в Мексику, где помогла в создании женского освободительного движения и где прожила остаток своей жизни.

Творчество Каррингтон сосредоточено на символах мистики и часто затрагивает значимые повторяющиеся образы. Каррингтон также писала романы, включая "Труба для слуха" (1976), за которые она также известна.

Мерет Оппенгейм

Мерет Оппенгейм, швейцарская художница, родилась в 1913 году в Берлине. В начале Первой мировой войны ее семья переехала в Швейцарию, где она изучала искусство, прежде чем переехать в Париж. В Париже она познакомилась с группой художников-сюрреалистов. Она была подругой Андре Бретона, прошла через кратковременные отношения с Максом Эрнстом и позировала для фотографий Мана Рэя.

Одной из художниц сюрреализма она была известна прежде всего своими ассамбляжами, в которых она объединяла несвязанные находки, чтобы донести выражение. Наиболее известна она своей "Завтраком в мехе" - чашкой для чая с подкладкой из меха, которая была выставлена в Музее современного искусства (MoMA) в рамках выставки "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" и якобы была первым объектом в коллекции Музея современного искусства, созданным женщиной. Объект стал иконой сюрреалистического движения, и хотя именно эта работа принесла Оппенгейм известность, успех часто затмевал ее другую обширную работу, включающую живопись, скульптуру и ювелирное искусство.

Хотя ранний успех Objet препятствовал постоянной и стабильной карьере, Oppenheim начала работать снова в 1950-х годах после нескольких десятилетий. Её работа стала предметом многочисленных ретроспектив по всему миру. Творчество Oppenheim, часто затрагивающее темы женской сексуальности, остается важным этапом для понимания сюрреализма в целом.

Дора Маар

Дора Маар была одной из французских художниц сюрреализма. Наиболее известна она, возможно, благодаря своей фотографии "Портрет д’Убу", крупным планом броненосца, которая стала иконичным изображением сюрреализма после ее выставки на Международной сюрреалистической выставке в Лондоне.