Экспрессионизм – это художественное направление, своеобразная форма выражения внутреннего мира и чувств художника через образы и цвета. Вопреки реалистическому подходу, экспрессионисты старались показать свои эмоции и переживания, создавая мрачные, иногда даже устрашающие произведения.

Основные черты экспрессионизма в живописи – это искаженные формы, яркие и контрастные цвета, агрессивный стиль и эмоциональность произведений. Художники экспрессионисты стремились вызвать сильный эмоциональный отклик у зрителя, погрузить его в свое мироощущение и проникнуть в самую глубину души.

Некоторые известные художники экспрессионизма:

  1. Эдвард Мунк – норвежский художник, автор знаменитой картины "Крик". Его работы отличаются характерной мрачностью и устремленностью к выражению внутренних переживаний.
  2. Эрнст Людвиг Кирхнер – немецкий художник, основатель художественного объединения "Мост". Его произведения отличаются дерзкими красками, активными линиями и насыщенными цветовыми пятнами.
  3. Василий Кандинский – российский художник, считаемый одним из основателей абстрактного искусства. В его работах чувствуется экспрессивность и стремление к абстрактному выражению мира.

Художники экспрессионисты оставили непередаваемый след в истории искусства, их произведения продолжают вдохновлять и поражать своей силой и эмоциональностью до сих пор.

Существует множество течений, которые составляют то, что мы сегодня называем современным искусством.

Например, импрессионисты увековечивали мимолетные моменты нахолсте и впервые подняли их в качестве искусства. Постимпрессионисты реагировали на художественные особенности импрессионизма, развивали их или противоречили им.

Экспрессионисты были объединением личностей с электическим художественным вкусом, которые пытались вызвать эмоции.

В то время как экспрессионизм начался в Германии, он распространился по всему континенту и за его пределы.

Здесь мы рассмотрим возникновение, особенности и известных художников экспрессионизма. Затем мы суммируем влияние экспрессионизма на современное и современное искусство.

Экспрессионизм в искусстве

Экспрессионизм - это движение в искусстве модерна, возникшее в начале XX века в Германии. Художники, посвятившие себя этому стилю, искажали реальность своих субъектов, чтобы выразить свои собственные эмоции, чувства и идеи.

Движение сильно вдохновлено эстетикой и подходом к рисункам Винсента ван Гога и Эдварда Мунка. Эти два художника, которые считаются предтечами экспрессионизма, использовали выразительные цветовые схемы, сильные мазки кистью и энергичные текстуры в своих произведениях.

Ночь. Винсент ван Гог в своей камере наблюдает звездное небо и вдохновленно начинает рисовать. Из его кисти рождается картина, которая сейчас известна как "Звездная ночь", написанная им в 1889 году.

Эдвард Мунк, "Крик", 1893

Вместе эти черты создают авангардные изображения, предпочитающие субъективное перед реалистическим, чтобы дать представление о психологии художников.

История и формирование экспрессионизма

Считается, что экспрессионизм начал свое развитие в 1905 году.

В то время художники в Германии реагировали на два важных, но несопоставимых явления: распространение и популярность импрессионизма и на видимо хаотическое состояние мира в годы перед Первой мировой войной.

Группа "Мост"

Эрнст Людвиг Кирхнер: Плакат выставки галереи Арнольд в Дрездене, 1910 год

Такое двойное интересование привело к созданию художественной группы "Мост", чье название указывает на юношеский порыв достичь нового будущего. "Мост" с главным офисом в Дрездене был руководим Эрнстом Людвигом Кирхнером и сооснован Фрицем Блейлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуффом.

Далеко ушедшие от направления импрессионистов, ориентированных на стилистическое представление чувственной глубины, члены группы "Мост" пытались вызвать в зрителе захватывающую реакцию через использование примитивных мотивов, тревожных цветов и деформированных конфигураций.

Хотя их подход был радикальным, они искали вдохновение в искусстве прошлого. Конкретно они ориентировались на работы художников Ренессанса, таких как Альбрехт Дюрер и Маттиас Грюневальд, чьи гравюры вдохновили их возродить практику печати и использовать ремесло в качестве средства для создания своего манифеста.

Почти десять лет Брюкке набирала новых членов в Дрездене и других городах Германии. Однако, в 1913 году Кирхнер опубликовал Хронику Брюкке. Кирхнер хотел этой книгой определить и структурировать движение, но его коллеги считали его интерпретацию односторонней и решили разойтись.

Синий всадник

Субскрипционный проспект к альманаху "Синий Всадник", 1912 год

Только за два года до распада "Моста" в Германии сформировалась группа "Синий Всадник" (еще одна экспрессионистская группа). Группа, имевшая свою штаб-квартиру в Мюнхене, состояла из художников русского и немецкого происхождения, среди которых Василий Кандинский и Франц Марк.

Художественные цели отдельных участников были различными. Однако их объединяло интерес к изучению духовности и вера в то, что искусство больше, чем мы думаем.

Например, для членов "Синего Всадника" цвета были символичными, а живопись - интуитивной. Хотя они считали, что эти принципы были намекнуты в ранних искусствах, они их интерпретировали в безпрецедентной современной манере.

Как отмечал Франц Марк в 1912 году:

«Искусство идет сегодня путями, о которых наши отцы и мечтать не могли».

Десятилетиями Голубой всадник считался ссылкой на картины Кандинского 1903 года. Однако, похоже, что название этой картины было присвоено впоследствии, что заставило искусствоведов искать другое происхождение. Они пришли к выводу, что оно было вдохновлено только комбинацией известной предпочтения Кандинского к голубому цвету и интересом Марка к конному спорту.

Франц Марк, "Большие синие лошади", 1911 год

Влияние художественного стиля

Хотя эти группировки просуществовали недолго, каждая из них оказала грандиозное влияние на экспрессионизм - движение, которое официально установилось только в 1913 году. Экспрессионизм также послужил доминирующей художественной силой в Германии после Первой мировой войны.

В то время как популярность экспрессионизма снизилась к 1920 году, он вновь был возрожден немецкими художниками в 1970-х годах в рамках возникновения неоэкспрессионизма. Его популярность также распространилась в Соединенных Штатах, где он проявился как американский экспрессионизм и, в конечном счете, абстрактный экспрессионизм.

Помимо вдохновляющих экспрессионистических производных, данное движение оказало глубокое влияние на современное искусство. В отличие от большинства художественных стилей, экспрессионизм не был полностью самостоятельным. Не только выдающиеся экспрессионистические художники пытались себя в других стилях, но и эффекты движения затронули несколько жанров, включая футуризм, кубизм, сюрреализм и дадаизм.

Это явление показывает, насколько широкими были эти, казалось бы, мимолетные способы мышления.