Николя Пуссен был французским художником XVII века, известным своими историческими и мифологическими картинами.

Он родился в 1594 году в городе Лес Андели региона Верхняя Нормандия Франции. Пуссен начал изучать живопись в раннем возрасте и впоследствии стал одним из ведущих представителей классического барокко во Франции. Его работы отличались точностью композиции, яркостью красок и глубиной выражения.

Благодаря своему мастерству и изысканному стилю Пуссен стал признанным мастером своего времени. Он был назначен художником короля Людовика XIII и получал многочисленные заказы от богатых и влиятельных людей своей эпохи.

Среди наиболее известных произведений Пуссена можно назвать "Пещера Элья" (1648), "Разговор на фонтане" (1634) и "Утомлённый Геркулес" (1634). В каждой из его картин можно увидеть гармонию и симметрию композиции, а также глубокое понимание исторических и мифологических сюжетов.

Николя Пуссен считается одним из величайших художников своего времени и оказал значительное влияние на развитие европейской живописи. Его работы продолжают вдохновлять и восхищать современных художников.

Он умер в 1665 году в городе Рим, где он активно творил и провёл большую часть своей жизни.

Николя Пуссен (июнь 1594 - 19 ноября 1665) был французским художником и рисовальщиком в стиле классического барокко. Он провел практически всю свою художественную карьеру в Риме, где специализировался на исторических картинах с их ясностью повествования и драматической силой.

Его ранние работы отличаются чувственностью и разнообразием цветов, которые, кажется, были под влиянием венецианского искусства. Уже в середине 1630-х годов Пуссен заменил этот стиль более рациональным и дисциплинированным методом живописи, напоминающим искусство Рафаэля.

Художник рисовал большую часть своих картин в этом сильно идеализированном стиле. В конце своей жизни искусство Пуссена прошло еще одно изменение, когда он создал пейзажи и группу аллегорических произведений, посвященных порядку и гармонии природы.

Хотя в первой половине 18 века его репутация перестала светиться, позже в этом веке он получил впечатляющую оценку в классицистическом искусстве Жака-Луи Давида и его последователей.

Биография Николя Пуссена

Детство и ранняя жизнь

Николя Пуссен родился в 1594 году недалеко от города Ле-Анделли в Нормандии. Он был ребенком дворянской семьи, которая переживала трудные времена. Его учили многим предметам, включая латынь и грамоту, но он проявил талант к рисованию.

Французский барочный художник Кантен Варен заметил его работу, проезжая через город, и побудил его серьезно заняться живописью. Однако его родители были не согласны, что заставило молодого Пуссена в 1612 году, всего в 18 лет, бежать в Париж.

После своего приезда в Париж он изучал множество предметов, включая анатомию и перспективу, в то время как сотрудничал с более известными художниками Жоржем Лаллеманом и Фердинандом Эль. Искусство декорирования было в процветании в то время, при этом такие личности, как королева Франции Мария де Медичи, заказывали много работ для украшения своего дворца, а богатые владельцы земель искали оригинальные религиозные произведения искусства для украшения своих домов.

Однако Пуссен все еще был на самом краю сцены и не одобрял систему студий, которая предусматривала работу нескольких человек над одним произведением. В Париже он впервые столкнулся с искусством итальянского Возрождения. Этот стиль сформировал его художественную карьеру.

В 1622 году он получил свой первый заказ от иезуитов, и на следующий год ему было попрошено создать картину, которая должна была быть повешена в соборе Парижской Богоматери. Картины для иезуитов вызвали большой интерес среди художников, поэтому ему было поручено сделать серию рисунков для придворного поэта Джамбаттисты Марино.

Этот значимый заказ привел к дальнейшим, и когда Марино в 1623 году отправился в Рим, он попросил молодого художника присоединиться к нему.

Работы среднего периода

Никола Пуссен приехал в Рим в 1624 году и остался там до своей смерти в 1665 году, кроме короткой поездки в Париж. Вскоре после его приезда умер его друг и покровитель Марино, что привело Пуссена к финансовым трудностям. Кроме того, он заболел сифилисом, от которого никогда полностью не выздоровел.

Несмотря на эти ранние неудачи, Пуссен учился в академии Доменикино итальянского художника, где он осваивал натюрморт и посещал кафедральные соборы и монастыри, чтобы изучать работы итальянских мастеров. Сразу же после этого он создал свою первую шедевральную работу Смерть Германика в 1627 году.

Картина Николя Пуссена "Смерть Германика", 1627 год

Он получил свой единственный заказ от Ватикана на рисование "Мученичество святого Еразма".

В это время он познакомился с Кассиано даль Поццо, который впоследствии стал одним из его влиятельных покровителей и значимым другом. Даль Поццо помогал Пуссену получать новые заказы и укреплять свою позицию в качестве ведущего художника в Риме. Даль Поццо также представил Пуссена литературе, философии и истории искусства. Это подогрело его интерес к обучению и идеям, которые оформили его все более сложные произведения.

Пуассен также познакомился с другим французом в Италии: Клодом Лоэреном. Оба мужчины были близкими друзьями и получали поддержку от кардинала Камилло Массимо. Пуассен и Клод вместе совершали поездки на природу в Кампанью, где они рисовали и живописовали героическую римскую местность.

В 1630 году Пуассен женился на Анн-Мари Дюге. К 1632 году у него был достаточный доход, чтобы купить небольшой дом на улице Паолина в Риме.

Это был очень продуктивный период для художника, хотя он всегда работал в одиночку и никогда не устанавливал собственную мастерскую с сотрудниками. В тот же период он решил заняться живописью пейзажей. Этот жанр не имел того же культурного наследия и значения, что и библейские и мифологические повествования, на которых он построил свою репутацию.

Однако экскурсия Пуссена в пейзажную живопись оказалась решающей для развития этого жанра. Его вдохновение приходило от поездок в пейзажи римской округи, хотя он по-прежнему рассматривал их как фон для установленных литературных историй. В это время он завершил много из своих самых известных произведений, таких как Хищение сабинянок (1633-1634) и Танец под музыку времени (1636).

Николя Пуссен, Хищение сабинянок, 1633-34 годы

На картине "Танец на музыку времени" 1636 года Николя Пуссен уроженец Франции, изображено множество персонажей, которые символично представляют собой аллегорию времени и его влияния на жизнь человека.

Юная слава Пуссена заставила его избегать общественной жизни, поэтому ему предпочитал работу по заказам частных коллекционеров, вместо участия в государственных и / или церковных проектах.

Весть о все возрастающей известности Пуссена распространилась по всему континенту. Также он получил заказы от нескольких членов парижской высшей сословии. Например, кардиналом Ришелье был заказаны две отдельные картины: "Триумф Пана" и "Триумф Бакха" (которые должны быть повешены у него дома, а не в церкви).

На картине "Триумф Пана" Николя Пуссена, написанной в 1636 году, изображена богиня натуры и лесов Пан, окруженная своими приверженцами.

Художник великолепно передал богатство и разнообразие природы через яркие краски и жизнерадостные сюжеты. Главная фигура Пана, с рогами и копытами, изображена в центре картины, вызывая ощущение мощи и энергии.

Вокруг Пана видны его спутники - сатиры, суровые и одновременно игривые создания, известные своей склонностью к веселью и озорству. Их присутствие придает работе дополнительную динамику и эмоциональный заряд.

На заднем плане можно увидеть пейзаж соблазнительной красоты - зеленые холмы, густые леса и яркое небо. Вся картина создает ощущение радости, жизни и насыщенности.

Темой произведения является возвышение природы и божественной силы Пана. Картина вызывает чувство приобщения к природе и позволяет зрителю испытать внутреннее волнение и радость от ее непостижимой красоты.

Никола Пуссен, Триумф Бахуса, 1635-1636 гг.

В 1639 году ему было предложено переехать в Париж, чтобы работать для короля Людовика XIII, хотя он сопротивлялся переезду из Рима. Только по приказу короля Пуссен покинул Италию и переехал во Францию, где прибыл в декабре 1640 года.

Его назначили первым художником короля, в чьей должности он, прежде всего, отвечал за украшение королевской резиденции, исполнение проектов для Лувра и роспись алтарей для короля и членов королевского двора. Однако в процессе работы с большой командой помощников он разочаровался в своей независимости и странном сочетании королевских задач.

В конечном итоге, в 1642 году Пуссену удалось организовать возвращение в Италию. Смерть Ришелье в декабре того же года и смерть короля всего через четыре месяца означали, что Пуссен был освобожден от любых дальнейших обязательств вернуться на французский двор.

Поздний период и смерть

По возвращении в Рим, Пуссен обнаружил, что многие из его прежних клиентов умерли, хотя его финансово поддерживало все больше французских покровителей.

По мере старения Пуссен все больше удалялся от общества и был известен своим угрюмым и нетерпимым отношением к другим художникам. Однако он поддерживал творчество француза Шарля Лебрена, с которым сотрудничал три года.

Вокруг 1650 года здоровье Пуссена начало ухудшаться. Предполагается, что он всё ещё рисовал несколько картин в год, страдая от дрожи рук.

В последние годы перед своей смертью Пуссен ограничился пейзажами, включая Грозовой пейзаж с Пирамом и Тисбой (1651) и серию Четыре времени года, созданную между 1660 и 1664 годами.

Особенно в этих работах Пуссен использовал свой глубокий и сложный стиль, чтобы создавать произведения, богатые культурным и эмоциональным содержанием, но при этом отражающие врожденную гармонию природы.

После смерти своей жены в 1664 году здоровье Пуссена быстро ухудшилось, и в 1665 году, в возрасте 71 года, он умер.

В своем завещании он установил, что не хочет лишь простой похоронки, что отражает его пожизненный интерес к стоической философии. Город Рим был печален по поводу его смерти, и последовала большая процессия в церковь Сан Лоренцо ин Лючия, где француз нашел свое последнее покой.

Наследие Николя Пуссена

Склонность Пуссена больше прибегать к мифологии и природе, а не к событиям времени, привела к тому, что его влияние особенно ощущалось у выдающихся классицистических художников, таких как Жак-Луи Давид и Жан-Огюст Доминик Ингр.

Дэвид, например, изучал свои картины с большим вниманием, чтобы научиться наилучшим образом сочетать фигуры внутри классических аллегорий. Для своей картины «Клятва Горациев» (1784) Дэвид обратился к Пуссену, поискав в его «Хищение сабинянок» вдохновение, как можно полностью изобразить некоторых своих мужских фигур.

Жак Луи Давид, клятва оратиев, 1784 год, Лувр, Париж

В 20 веке Пуссен был выставлен вместе с Поль Сезанн и Си Твомбли.

Похищение сабинянок было прямым источником вдохновения для Пабло Пикассо, который восхищался композиционной точностью Пуссена. В 1963 году 82-летний Пикассо написал свою собственную версию мотива: уверенная кубистская переработка шедевра Пуссена.

В последнее время американский абстрактный художник Твомбли ссылался на Пуссена в своем творчестве. Хотя его абстрактные картины не содержат фигур или других конкретных форм, как у Пуссена, Твомбли вдохновлен греческой и римской мифологией и античной символикой.