Романтизм - это художественное, литературное и интеллектуальное движение, которое возникло в Европе в конце 18 века и достигло своего пика между 1800 и 1850 годами.

Романтизм характеризуется акцентированием на эмоциях и индивидуализме, а также выделением всего прошлого и природы.

Он является реакцией на идеи промышленной революции, социальных и политических норм эпохи Просвещения и научного рационализма природы.

Значение термина "романтика" с течением времени изменилось. В XVII веке "романтическим" значило что-то фантастическое или вымышленное из-за нового литературного жанра - романа. Романы, то есть художественные произведения, были написаны на народных языках, в отличие от религиозных текстов, которые были написаны на латыни.

В XVIII веке романтика была вытеснена эпохой Просвещения, в которой все воспринималось сквозь призму науки и разума.

В XIX веке "романтическим" прежде всего означало сентиментальность. Лирика и выражение личных эмоций стали особо акцентироваться. Чувства и впечатления в романтических произведениях были очень яркими.

Поэтому так много вещей называются романтическими, что трудно увидеть общее между романами Виктора Гюго, картинами Ежена Делакруа и архитектурой Домов парламента в Лондоне.

Чтобы сделать вам проще, здесь я собрал описание проявлений романтического искусства. Вы узнаете все о создании этой эпохи в целом, ее характеристиках в различных видах искусства (с акцентом на изобразительное искусство) и ее влиянии на современные формы искусства.

Ключевые идеи

В конце 18 века и на протяжении большей части 19 века романтизм быстро распространился по всей Европе и Соединенным Штатам, чтобы бросить вызов рациональной идеалу, который был так строго придерживался во время Просвещения.

Художники подчеркивают, что смысл и эмоции - так же важные средства для понимания и восприятия мира, как и разум и порядок. Романтизм отмечал индивидуальную фантазию и интуицию в постоянном поиске прав и свобод отдельного человека. Его идеалы творческих, субъективных сил художника продвигали авангардные движения далеко в XX век.

Все жанры искусства - литература, музыка, живопись и архитектура - нашли свое выражение в романтизме. В ответ на скромный стиль классицизма, предпочитаемый большинством академий, уважавшая глубокую международную динамику, романтика ценила оригинальность, вдохновение и фантазию, способствуя разнообразию стилей в рамках движения. Чтобы сдержать развитие растущей индустриализации, многие романтики также подчеркивали связь человека с природой и идеализированным прошлым.

Развитие романтизма в хронологическом порядке

Начало романтизма

Первоначальным употреблением термина "романтика" в Германии в конце XVIII века можно считать замечания критиков Августа и Фридриха Шлегеля о романтической поэзии. Влиятельная французская интеллектуалка Мадам де Сталь сделала этот термин популярным во Франции после публикации своего отчета о поездках по Германии в 1813 году. В 1815 году английский поэт Уильям Вордсворт противопоставил "романтическую арфу" "классической лире".

Романтика – это культурное движение, которое связано с сильным интересом к фантазии, воображению и эмоциям. Романтическая поэзия, проза и живопись считаются проявлениями этого течения. Романтизм стремится к свободному самовыражению и уходит от традиционных ограничений. Он уделяет внимание природе, мистическим и мистическим элементам, а также человеческим эмоциям и индивидуальности.

Романтика имеет свои корни в Германии, где она появилась в конце XVIII века. Важными фигурами романтического движения были Гете, Шиллер, Новалис и Шлегель. Они подчеркивали важность индивидуальности и религиозности в литературе и искусстве. Романтический подход к искусству распространился в других европейских странах, включая Францию и Великобританию. В конце XIX века романтизм уступил место другим литературным течениям, но его влияние продолжает ощущаться в современном искусстве и литературе.

Период романтизма также связывают с важными историческими событиями, такими как Французская революция и Наполеоновские войны, которые стали двигателем для многих романтических идей. Романтики выражали свою тревогу и разочарование в политической ситуации своего времени через свои произведения. Они пропагандировали свободу, любовь к родине и человека, пытались найти выход из социальных и политических проблем через идеализацию прошлого и природы.

Художники, считавшие себя частью движения, видели себя как часть духовного состояния или отношения к искусству, природе и гуманности, но не полагались на четкие определения или принципы. Вопреки установленному социальному порядку, религии и ценностям, романтизм в 1820-х годах стал доминирующим художественным направлением по всей Европе.

Литературные предшественники

Ранним прототипом романтизма был "Штурм и натиск". Хотя это было прежде всего литературное и музыкальное движение между 1760 и 1780 годами, оно оказало большое влияние на общественное и художественное сознание. Движение, акцентирующее эмоциональные экстремумы и субъективность, получило свое название от пьесы "Штурм и натиск" (1777) Фридриха Максимилиана Клингера.

Наиболее известным представителем этого движения был писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте, чей роман "Страдания юного Вертера" (1774) стал культурным явлением. Популярность романа, который описывает эмоционально отчаянную историю молодого художника, влюбленного в женщину, обрученную и в конце концов вышедшую замуж за его друга, и совершающую самоубийство по этой причине, привела к "вертеровской лихорадке", когда молодые люди принимали одежду и манеру поведения Вертера. Были даже случаи самоубийств подражателями, в результате чего страны, такие как Дания и Италия, запретили роман.

Гете сам отказался от романа, поскольку позже отверг связь с романтизмом и выбрал классицистический подход. Тем не менее, идея художника как одинокого гения, эмоционально отчаявшегося, чья оригинальность и фантазия были отвергнуты рациональным миром, охватила общественное сознание и стала образцом романтического героя последующего времени.

Проявления в художественных жанрах

Романтизм в изобразительном искусстве

И как английский поэт и художник Уильям Блейк, так и испанский художник Франсиско Гойя были названы различными историками пионерами романтизма, потому что их работы подчеркивают субъективное видение, силу фантазии и часто критическое политическое сознание.

Блэйк, преимущественно работающий над гравюрами, в своих стихотворениях также публиковал собственные иллюстрации, выражающие его видение нового мира, создавая мифические миры, полные богов и мощи, и резко критикующие подавление индивида. А Гойя исследовал кошмарные силы иррациональности в своих произведениях, таких как "Черные картины" (1820-1823), которые передавали кошмарные силы человеческой жизни.

Франсиско Гойя, паломничество в Сан-Исидро, 1820 - 1823

Во Франции художник Антуан-Жан Гро влиял на художников Теодора Жерико и Ожена Делакруа, которые позже возглавляли и продвигали романтическое направление в искусстве. Гро, описывая военные походы Наполеона, подчеркивал эмоциональную интенсивность и страдание в своих сценах.

Зарисовки Тедора Жерико «Спасение утопленников» (1819) и Ежена Делакруа «Дантевская барка» (1822) ознаменовали знакомство широкой публики с романтизмом. Оба произведения вызвали шок у посетителей Парижского салона. Отклоняясь от классицизма академии, художники использовали актуальные темы, что вызвало возмущение как в академической среде, так и среди общественности. Однако, изображение эмоциональных и физических экстремальных ситуаций, а также различных психологических состояний, стали в конечном счете фирменным знаком французского романтизма.

Теодор Жерико. Лебединое озеро "Медузы"

Теодор Жерико - французский художник-романтик, автор знаменитой живописи "Лебединое озеро "Медузы"". В этой работе он детально изображает страшные события, которые произошли с экипажем французского фрегата "Медуза", практически затонувшего в 1816 году у побережья Сенегала.

Жерико, воспользовавшись своими художественными навыками, показывает нам ужасные моменты катастрофы: группы выживших людей, заточенных на плоты и борющихся с волнами, панику и отчаяние на их лицах, трупы искаженных от страданий матросов. Он придаёт своей работе мощную зрелищность и драматизм, история становится почти осязаемой для зрителей.

Однако "Лебединое озеро "Медузы"" не только художественный шедевр, но и визуальный манифест. Жерико поднимает важные социально-политические вопросы, касающиеся правительства и человеческого достоинства, представляя историю выживания и силы духа в лице экипажа фрегата. Его картина стала символом народного протеста против несправедливости и коррупции.

Эта неповторимая работа Жерико не только заслуживает особого внимания, но и продолжает вдохновлять и провоцировать обсуждения до сих пор. Она напоминает нам о мощи искусства в передаче человеческих страданий и силе выражения художника. "Лебединое озеро "Медузы"" - яркий пример того, как искусство может быть сильным и проникновенным, актуальным и вечным одновременно.

Эжен Делакруа, "Лодка Данте"

После преждевременной смерти Жерико в 1824 году Делакруа стал главным деятелем романтического движения и привнес в его произведения упор на цвет как композиционный прием и выразительное ведение кисти для передачи эмоций. В результате романтизм в 1820-х годах стал доминирующим художественным направлением во всем западном мире.

В Германии, Англии и Соединенных Штатах ведущие романтические художники в основном сосредоточились на живописи пейзажей. Произведения Каспара Давида Фридриха - яркий пример романтических пейзажей.

Романтизм в архитектуре

Романтизм в архитектуре бунтовал против классицистических идеалов 18 века, особенно путем призыва к прошлым эпохам. Стили из других эпох и регионов мира были включены с целью вызвать эмоции, будь то ностальгическая тоска по прошлому или экзотическая тайна. Соответственно, архитектура была определяема политикой возрождения стилей.

Хотя включение готического дизайна началось уже в 1740-х годах, восстановление готики стало доминирующим движением в 1800-х годах (неоготика). Во Франции работы историка Арсиса де Комона стали интеллектуальной основой для интереса к древностям, но это роман Виктора Гюго "Парижская красавица" (1831), который распространил неоготический ажиотаж.

В Лондоне Houses of Parliament являются примером неоготики, в Вене - Votivkirche, а в Мюнхене - Новый Ратушный комплекс.

Неоготика - стиль архитектуры, развивавшийся в XIX веке и характеризующийся использованием готических форм и деталей. Houses of Parliament в Лондоне выделяются своей грандиозностью и изысканностью. Votivkirche в Вене была построена в память о неудавшемся покушении на австрийского императора Франца-Иосифа I. Новый Ратушный комплекс в Мюнхене является одной из самых известных достопримечательностей города.

Каждое из этих зданий имеет свою уникальность и вносит особый вклад в архитектурный ландшафт своего города.

Фельдцуг Наполеона Бонапарта в Египет также пробудил интерес к древнеегипетской культуре и привел к использованию египетских колонн, обелисков, столбов и скульптур сфинксов в рамках "Египетского возрождения".

Революционные предпосылки романтизма

Романтизм, который в основном развивался во время Французской революции, сочетался с революционным и бунтарским духом. Разум и законность Просвещения воспринимались как ограничивающие и механистические.

Как результат, художники обратили свое внимание на сцены бунта и протеста. Жерико планировал создать "Плот Медузы" (1818-1819) - вдохновленный историей настоящего кораблекрушения - чтобы выразить свое недовольство политикой французского правительства, которая привела к этой трагедии. Также Делакруа создал свою "Свободу, ведущую народ" (1830), чтобы поддержать июльскую революцию 1830 года, в результате которой власть снова была свергнута.

Великий французский художник Эжен Делакруа, создатель знаменитой картины "Свобода ведет народ", написанной им в 1830 году, является одним из важнейших представителей романтизма в искусстве.

Ориентализм как стиль романтизма

Ориентализм, являющийся особым направлением в искусстве, в основе своей имеет фантастическое и экзотическое отображение Востока. Увлечение темами Ближнего Востока сильно проникло в искусство 19 века, и это заметно как в классицизме, так и в романтической живописи. Отличным примером является картина Жан-Огюст-Доминик Ингре "Великое одалиска" (1814) и серия картин "Женщины из Алжира" Эжена Делакруа (1834), которые отражают жизнь в гареме. Романтические художники передавали в своих произведениях свои желания, страхи и неизведанность в африканских и восточных сценах. Они создавали мир мечты, который притягивал зрителя своей экзотикой и романтикой.

Затем ученые пересмотрели эти представления экзотического Ближнего Востока. Культуролог и историк Эдвард Саид в своей влиятельной книге «Ориентализм» (1978) ввел понятие "ориентализма". Саид аргументировал, что западное искусство и литература в своих представлениях о Ближнем Востоке проявляют "тонкое и евроцентрическое предубеждение против арабо-исламских народов и их культуры". Это предубеждение отражалось в стереотипных представлениях о культуре и людях Ближнего Востока, которые считались примитивными, иррациональными и экзотическими.

Романтические проявления по странам

Романтика в Германии

Во время Просвещения и эпохи разума немецкие романтики обратили свое внимание на внутренние эмоции, а не на разумные наблюдения. Они обратились к более ранним эпохам и искали примеры людей, живущих в гармонии с природой и друг с другом.

Назарены, группа художников, основанная в Вене в 1809 году, предпочитали живопись средневековой и ранней итальянской ренессанса, отвергая популярный в то время классицистический стиль. Ведущий немецкий романтик Каспар Давид Фридрих работал в основном в жанре пейзажной живописи и исследовал отношение человека к природе.

Живопись пейзажа стала аллегорией человеческой души и символом свободы и безграничности, скрытно критикуя политическую тесноту того времени.

Романтизм во Франции

После Наполеоновских войн, завершившихся ссылкой Наполеона, романтические художники начали оспаривать классицизм Жака Луи Давида, самого значимого художника Французской революции, а также классицистический стиль, предпочитаемый Академией. В отличие от своих немецких коллег, французы располагали более широким репертуаром сюжетов, включая портретную и историческую живопись.

Художники, такие как Жан-Леон Жером и Эжен Делакруа, создавали множество сцен из жизни Северной Африки, принося на моду восточную тематику, а их драматически организованные композиции из света и цвета отражали жестокости современных событий.

Влияние и последствия романтизма

Период романтизма начал утрачивать свою популярность в разных странах в разные времена. В целом, можно сказать, что 1830-е годы стали временем, когда романтизм достиг своего пика. Вместе с появлением фотографии и усилением процесса индустриализации, искусство стало все больше склоняться к реализму и отражать реальность людей.

Влияние Гойи

Эмоциональное изображение испанской жизни, созданное Гойей, повлияло на многих художников реализма, включая французского художника Эдуара Мане. Некоторые известные произведения Пабло Пикассо, такие как "Герника", отражают продолжающееся влияние Гойи на его соотечественников. Жестокие последствия войны и унижения нашли новую аудиторию, которая в XX веке столкнулась с собственными жестокими войнами.

Влияние Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих с его символическими пейзажами и аллюзиями на возвышенное оказал глубокое влияние на современных художников, начиная от экспрессиониста Эдварда Мунка и заканчивая сюрреалистами Максом Эрнстом и абстрактными экспрессионистами, такими как Марк Ротко.

Вдохновляющее изображение немецкого пейзажа Фридриха было использовано национал-социалистами в 1930-х годах для пропаганды своей идеологии, которая сочетала расизм с романтическим национализмом. Из-за этого потребовалось много лет, чтобы вернуть Фридриху его репутацию.

Воздействие романтизма