Халс был первым мастером нидерландского Золотого Века, и его творческая энергия, а также живописное изображение персонажей сыграли невероятно важную роль в развитии жанра портретной живописи.

Вместо того, чтобы ориентироваться на современные представления о красоте или стереотипы, персонажи Халса имеют ясно очерченные лица, которые уникальны и реалистичны. Они часто изображаются в расслабленных позах и ситуациях, занимаясь делами с людьми вокруг, а не прямо смотрящими на зрителя.

Такой подход к портретной живописи был новым и еще при жизни художника привел к тому, что многие другие художники приняли этот подход к портрету.

В XIX веке его идеи были возрождены, и его картины повлияли как на тематику, так и на стилистический подход импрессионистов.

Основные факты о Франсе Халсе

Биография Франса Халса

Детство

Франс Халс родился в 1582 или 1583 году в Антверпене в семье Франкоа Франца Халса ван Мехелена, торговца тканью, и Адренте фон Гертенрик.

В то время Антверпен был частью испанских Нидерландов. Во время упадка Антверпена несколько лет спустя (1584-1585) семья Халсов бежала в Харлем в Нидерландскую Республику.

Франс имел двух братьев, Дирка и Йооста, которые тоже стали художниками, хотя ни одна из работ Йооста не сохранилась. Несмотря на то, что Халс и его родители были католиками, Дирк был крещен в протестантской вере в Гаарлеме.

Обучение и ранние работы Франса Халса

С 1600 года Халс проходил обучение у Карела ван Мандера - важного мастера маньеризма и художественного критика в Гаарлеме. Однако его стиль и учения не нашли сильного отражения в работах Халса. В 1610 году, в возрасте 27 или 28 лет, Халс присоединился к Лукасгильде в Гаарлеме. Помимо своей живописи, он также начал работать реставратором произведений искусства для городского совета.

В это время он женился на Аннеке Харменсдоттер. Поскольку она была протестанткой, а он католиком, они поженились в ратуше, а не в церкви. Аннеке умерла вскоре после этого в 1615 году. У них было трое детей в их коротком браке, из которых только один выжил в детстве.

Художественное совершенствование и успех как художник

Халс служил солдатом-мушкетером в гильдии святого Георга Гаарлема с 1612 по 1624 год, для которой он создал портрет главных деятелей в 1616 году. Это был его первый большой публичный заказ.

В том же году он отправился в путешествие в Антверпен, где, вероятно, познакомился с произведениями своих современников, таких как Рубенс и Ван Дейк.

Возможно, это встреча с Халсом повлияла на его манеру ведения кисти и его использование синих и зеленых оттенков, которые можно увидеть в работах Рубенса из этого времени.

Через два года после смерти своей первой жены Халс женился на Лисбет Рейниерс в феврале 1617 года. Через девять дней она родила девочку, и они вместе имели восемь детей. Местные записи свидетельствуют, что Лисбет была предупреждена властями Харлема из-за нескольких драк.

Следующие годы жизни Халс провел в Харлеме, работая как уважаемый, но финансово скромный портретист. Он портретировал многих жителей Харлема, включая богатых купцов, политиков и почетных гостей, а также людей с небольшими доходами.

Поздние работы

В 1644 году Хал встал во главе Лукс-гильдии в Гарлеме. Однако с возрастом его работа стала менее популярной, и он боролся за свое существование и поддержку семьи. Он увеличил свой доход, занимаясь реставрацией картин и консультированием городской администрации по вопросам налогообложения в области искусства.

Тем не менее, он задолжал и судебные акты подтверждают, что он должен был продать свою собственность, чтобы погасить долг в 1652 году. Он провел последние годы жизни в нищете, но с 1664 года городская администрация ежегодно выделяла ему пенсию, что говорит о том, что он по-прежнему был уважаемым гражданином.

Франс Халс умер в 1666 году в Гаарлеме и был похоронен в церкви Баво. Его жена Лисбет выжила и провела остаток своих лет в приюте для бедных.

Наследие Франса Халса

Способность Халса проникать в свои портреты с глубоким чувством индивидуальности и личности, а также его уникальный мазок вдохновили множество художников. Среди современных художников, вдохновленных творчеством Халса, были Юдит Лейстер, Адриан Брауэр и Адриан ван Остад, которых оба последних также ценили как учеников Халса.

Несмотря на утрату известности в последние годы его карьеры и в два столетия после его смерти, его значение как великого художника было восстановлено во второй половине 19 века.

Техника Франса Халса вдохновляла Курбе, Мане и Уистлера, как и Макса Либерманна и Ловиса Коринта. Последний описывал Халса как наибольшее влияние на своё творчество, в то время как Либерманн пытался имитировать его спонтанный и экспрессивный нанесение краски.

Даже Винсент Ван Гог восхищался Франсом Халсом и говорил, что он достигает "образ человечества через простое средство портрета".

Замечательные произведения Франса Халса

Пир офицеров Гильдии Святого Георга, 1616 год

Франс Халс, праздник офицеров Святого Георгия снайперского братства, 1616 год.

Этот большой проект был первым из трех картин Халса для бюргермейстеров Харлема. Он показывает офицеров на их прощальном банкете, после окончания трехлетнего срока службы. Их расположение за столом отражает их чины, с полковником на самом верху слева. В середине находятся три капитана, в то время как три лейтенанта сидят в конце. Три стоящих мужчины, носящие красно-белые повязки гильдии, являются фенриками, каждый из которых несет флаг. Главный флаг - это флаг Испании, символизирующий испанское владычество в Харлеме, закончившееся в 1580 году. Другие два флага - красный и белый, цвета Святого Георгия и города Харлема. Фигура, стоящая без повязки на спине и держащая тарелку, является их слугой.

Групповые портреты, подобные этому, были популярны в Нидерландах XVII века и часто заказывались общественными организациями, такими как гильдии, ополчения и благотворительные организации, чтобы отметить важные события. Это были очень репрезентативные произведения, в которых было уделено много внимания деталям в одежде, эмблемах и украшениях.

Группа вместе решала о формате работы, а затем каждый член отдельно садился рисовать свой портрет. Они также делили расходы на заказ, хотя не всегда равномерно, а в соответствии с их рангом.

Создание такой работы могло обеспечить художнику хороший доход на целый год и часто приводило к дополнительным заказам от отдельных членов группы.

В случае с Голландским обществом оружейников успех этой работы привел к созданию еще двух групповых портретов для оружейников, а также нескольких портретов изображенных их семей.

Молодой мужчина и женщина в гостинице, 1623 год

В трактире показаны молодой мужчина и женщина. Он поднимает стакан в воздух и смотрит вверх, улыбаясь, в то время как собака отдыхает своей головой на его левой руке. Женщина опирается на плечи мужчины, улыбается и смотрит прямо на зрителя.

За ними, сквозь полуоткрытые занавески, открывается еще одна комната. Это единственное сохранившееся произведение Халса, датированное надписью на холсте. Текущее название было дано этому произведению в 18 веке.

Однако женщина выглядит скорее как проститутка, а не как возлюбленная мужчины. Хотя считается, что молодой человек и молодая женщина являются портретами реальных людей, скорее всего, они являются моделями из личной жизни Хальса, такими как члены его семьи или ученики. Здесь Хальс показывает мотивы своей живописи за пределами обычных рамок совместного пребывания - они пьют, смеются с красными щеками и носами.

Значение картины было предметом обширных дискуссий среди историков искусства. Многие считают, что произведение несет моральное послание о опасностях чрезмерности, что было необычным для произведений жанра того времени.

Лютнист, 1623-1624

В этой яркой работе изображен мужчина в костюме и шляпе шута, играющий на лютне. Он изображен наполовину и повернул голову влево, глядя вверх и улыбаясь чему-то за пределами рамки картины.

Музыкант вовлечен в исполнение мелодии, что подчеркивается легким поворотом головы и тела мужчины, а также позицией его пальцев. Его волосы слегка неряшливы, и такие реалистичные детали отличают работы Хала от других великих портретистов того времени, таких как Рембрандт и Ван Дейк.

Тема полушерстяного портрета игрока на лютне была впервые представлена в Италии и введена в северные Нидерланды нидерландским художником Дирком ван Бабуреном в 1622 году. Это свидетельствует о том, что Халс был в курсе современных идей в мире искусства и он начал создавать еще две картины с изображением игроков на лютне. Влияние этих картин на других художников видно в подобных работах Хендрика тер Бруггенa и Яна Стена.

Стилистически портрет является великолепным примером таланта Халса в создании выразительной картины, полной жизни и характера с помощью крепких мазков кисти. Он был нарисован мокро на мокро, когда свежая масляная краска была нанесена на еще влажную краску, что позволяло смешиваться цветам, чтобы создавать динамичные переходы.

Малле Баббе, 1633-1635

Этот необычный портрет показывает женщину, сидящую за столом перед темным фоном, с кружкой пива в правой руке и совой на левом плече. Ее голова и взгляд повернуты влево, и она смеется. Она просто одета в коричневое платье с белым воротником и капюшоном.

Название картины происходит от надписи на обратной стороне картины, добавленной в конце 17 или начале 18 века. Malle в переводе с нидерландского означает "сумасшедший", а Babbe - это прозвище Барбары.