Понятие "Фин де сиекль" ("конец века") было широко использовано в искусстве и культуре конца XIX - начала XX века. Это время было отмечено глубокими социальными и культурными изменениями, которые нашли свое отражение в различных сферах.

В искусстве "Фин де сиекль" представлено прежде всего в виде смены художественных направлений и стилей. В этот период возникли и развились такие движения, как символизм, декаданс, модернизм, экспрессионизм и др. Художники и писатели стремились выразить свою независимость от традиций и создать новые, оригинальные произведения искусства.

Значение "Фин де сиекль" также проявляется в социальных и политических изменениях того времени. Оно связано с развитием промышленности и капитализма, ростом городов и разделением на классы. Эти изменения привели к возникновению новых идей, как в области политики, так и в сфере социальной справедливости.

В культуре "Фин де сиекль" выражается в изменении моральных и этических норм. Традиционные ценности стали подвергаться критике, а новые идеи о свободе и индивидуализме начали проникать в общество. Расцвет науки и философии также оказал влияние на культуру того времени, поскольку новые открытия стимулировали мышление и воображение.

Как видно из вышесказанного, понятие "Фин де сиекль" имеет глубокое значение и охватывает множество аспектов культуры и искусства. Это время было эпохой творческого и социального перехода, которое оставило свой след на мировой сцене и до сих пор влияет на наши представления о прошлом и настоящем.

"Фин де сьекль" - это французское выражение, которое в первую очередь означает "конец века".

Этот термин часто используется для французского искусства и художников конца 19 века, но может также применяться к художникам других европейских стран того времени.

Идеи и проблемы, развиваемые художниками "фин де сьекль", послужили толчком для направлений, таких как символизм и модернизм. Креативный литературный, художественный, архитектурный и музыкальный талант, сосредоточенный в Париже на рубеже веков, был беспрецедентным.

Важной политической темой времени стало восстание против материализма, рационализма, позитивизма, буржуазного общества и либеральной демократии. Поколение Фин де Сиекля поддерживало эмоциональность, иррационализм, субъективизм и витализм, в то время как мышление того времени рассматривало цивилизацию как находящуюся в таком кризисе, который требует масштабного и полного решения.

  • Заказать популярный плакат "Tournee du Chat Noir" на Amazon (аффилиатная ссылка)

Понятие "Фин де Сиекль"

Употребление термина "fin de siecle" начало появляться в 1886 году во французской литературе и отражает растущий интерес к последним годам 19 века (особенно последнему десятилетию) как самостоятельному историческому периоду. В 1890-х годах "fin de siecle" стал популярным слоганом во Франции, который распространился на Великобританию, Соединенные Штаты и немецкую речь. Он означал как современность этого времени, так и идентичность как осенней фазы упадка. Он имел двойное значение: как "современный и модный", так и "декадентский и изношенный".

На рубеже века было множество исторических оценок столетия. Песни о "прогрессе" были любимыми у государственных служащих и представителей среднего и высшего общества. Основываясь на дарвинистской теории эволюции, они сосредоточились на различных свидетельствах движения цивилизации на "более высокие" уровни. Например, простые люди во всей Европе получили более надежную и богатую поставку продовольствия, лучшее отопление и освещение в домах, чем когда-либо раньше, а также доступ к начальному образованию. Последние крупные европейские кризисы - франко-прусская война 1870-1871 годов и Парижское коммунное движение - остались в прошлом уже десятилетиями.

Сторонники научной философии, известной как "позитивизм", говорили о том, что ученые делают значительные успехи, собирая наблюдаемые "факты" и "открывая" "законы природы". Несомненно, "прогресс" был наиболее заметен в каскаде технологических инноваций времени - от телефона до автомобиля. Миллионы европейцев могли полностью оценить такой прогресс на парижских всемирных выставках 1889 и 1900 годов, где они видели ослепительные электрические огни, последние виды оружия и мощные машины, пандус, самое большое колесо обозрения в мире, а также примеры недавно изобретенного кинематографа. Посетители выставки также увидели множество колониальных павильонов, свидетельствующих о безграничной силе европейской державы. Взглянув на это со стороны, столетие завершилось триумфальной нотой.

Современная критика эпохи

В настоящее время существует много точек зрения на эпоху и они все различаются. Большинство современных критиков высказываются о ней как о периоде хаоса и неопределенности. Некоторые считают, что эпоха представляет собой негативное явление, ибо приводит к размыванию традиций и ценностей, в то время как другие утверждают, что это приводит к инновациям и прогрессу.

Одной из главных критик эпохи является тот факт, что она приводит к потере идентичности и коренных ценностей. Многие люди начинают терять связь с прошлым и отрываться от своих корней. Это может привести к кризису ценностей и смещению в обществе.

Также критики отмечают растущее неравенство в обществе. Эпоха способствует формированию больших различий между богатыми и бедными, что может привести к социальным конфликтам и несправедливости.

Однако, есть и оптимистичная сторона эпохи. Она может быть новым началом и стимулом для креативных изменений и идей. Многие инновации и научные открытия произошли именно благодаря этой эпохе.

Каким бы ни было мнение о данной эпохе, она безусловно оставляет след в истории. Она побуждает переосмысление и интеллектуальный диалог о проблемах и вызовах, с которыми сталкивается наше общество.

Однако, вне главного потока звучало множество трудноигнорируемых голосов, скорее пессимистических – от богемных художников до ранних социологов. Среди них было несколько из самых важных и влиятельных личностей того времени. Философ Фридрих Ницше, норвежский драматург Генрик Ибсен, ирландский писатель Оскар Уайльд и английская иллюстраторша Обри Бирдсли, чтобы назвать только некоторых, нападали на репрессивные традиции и лицемерие буржуазного общества.

Другие критические наблюдатели вылили свои страхи и опасения о падении практически всего - нации и государства, расы, религии, морали, семьи, женщин и искусства. В 1890-е годы чувство кризиса усилилось из-за международных анархистических атак на современную цивилизацию, которые с помощью динамита и оружия убивали президентов и королей и сеяли террор, надеясь свергнуть коррумпированный старый порядок и создать общественный мир справедливости и равенства.

Культурные особенности и особенности современности

Ощущение упадка было особенно сильным в двух столицах, являющихся культурными центрами первого класса: Париже и Вене. В обеих городах старый приоритет был подорван новым значением немецкой силы, начиная с их объединения в 1871 году. В то же время смелые молодые таланты и аутсайдеры со своей удивительной оригинальностью и талантом вызывали установленных культурных и политических лидеров и элиты. В австрийской столице накапливающиеся политические и социальные напряжения подрывали структуру извращенной империи, которой руководили стареющий император, отсталая знать и уверенные в себе буржуазные мужчины.