Реализм в искусстве описывает точное, детальное и неукрашенное изображение природы или современной жизни. Реализм отвергает фантастическую идеализацию в пользу точного наблюдения внешнего облика.

В более широком смысле, реализм можно увидеть во многих художественных направлениях различных культур. Например, некоторые более чем 2000-летние греческие скульптуры имеют реалистическую точку зрения.

В более узком смысле, реализм в искусстве также может быть отнесен к отдельному стилю (точнее к художественной концепции), образовавшемуся в середине 19-го века исходя из Франции. На этом определении реализма мы сосредоточимся в этой статье.

Реализм в искусстве как новое искусственное представление XIX века

Реализм считается новым искусственным представлением, которое начало свое развитие во Франции в 1850-х годах после Февральской революции 1848 года.

Реалисты отвергали романтизм, который определял французскую литературу и искусство с конца XVIII века. Они отрицали экзотические темы и преувеличенные эмоции движения.

Вместо этого реалисты стремились изображать современных людей и ситуации с истиной и точностью, включая все неприятные аспекты жизни. Работы реалистов изображали людей всех классов в обычных жизненных ситуациях, часто отражая изменения, вызванные промышленной революцией.

Идеализм классицизма и эмоциональный романтизм были равным образом избегаемы. В частности, неупорядоченные элементы мотивов не были украшены, а сознательно включались в произведение искусства.

Реализм подчеркивал изображение рабочего класса и относился к людям с той же серьезностью, с которой это делалось прежде в искусстве с другими классами. Также целью было избегать искусственных или стилизованных изображений. Героическая или сентиментальная обработка темы была отвергнута.

Значимыми художниками этой реалистической концепции искусства были Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле и Оноре Домье.

Знаменитые художники реализма в этом периоде

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе часто считается ведущей фигурой реализма. Он положил основу для движения в 1840-х годах, когда начал представлять крестьян и рабочих в большом масштабе, которые обычно зарезервированы религиозным, историческим или аллегорическим темам.

Гюстав Курбе был одним из первых художников, который сфокусировался на дарственно простых сюжетах и обычных людях, давая им статус и достоинство на холсте. Его работы отличаются сильным чувством патриотизма и социальной справедливости.

Он предпочитал работать на открытом воздухе и часто посещал станции, фабрики и деревни, чтобы наблюдать и изображать жизнь простых людей. Курбе использовал яркие и насыщенные цвета, чтобы передать эмоциональные и физические аспекты своего субъекта.

Его стиль стал важным вкладом в развитие искусства, взбудораживая общество своими реалистическими демонстрациями. Курбе стал одним из основных представителей движения французского реализма и оказал значительное влияние на художественную сцену своего времени.

Гюстав Курбе, Похороны в Орнане, 1849 год

Перед революционной эрой Курбе, художники европейского искусства не изображали сцены так, как видели их, а идеализировали. Для Курбе такой подход в живописи был крайне неблагоприятным, так как он лишал ихще любого чувства индивидуальности.

Гюстав Курбе, Скалоколы, 1849 год

Жан-Франсуа Милле

Как и Курбе, Жан-Франсуа Милле также выбрал изображение людей рабочего класса. Живя в сельской Франции, ему было естественно больше посвятить свою живопись простым фермерам. До сих пор он известен своими неприукрашенными изображениями полевых работников.

Жан-Франсуа Милле, "Собирательницы колосьев", 1857 год

Милле является не только ведущим художником реализма, но также известен своей ролью в формировании школы Барбизон. Эта группа художников бросила вызов доминированию романтизма во французской пейзажной живописи.

Картина "Собирательницы колосьев" Милле показывает женщин, собирающих оставшиеся после уборки полей колосья. Это великолепное произведение не только передает тяжелый труд и упорство этих женщин, но и отражает их связь с природой и естественностью их действий.

Милле мастерски использовал свет и тени, чтобы создать глубину и объем в своей работе. Он также изобразил детали одежды и выразил через них социальные условия тружениц.

Картина стала символом борьбы за социальное равенство и стала одним из самых известных произведений Милле. Ее значимость продолжает вдохновлять искусствоведов и художников по всему миру.

Иоганн-Франц Милле, "Отправка", 1854 год

Оноре Домье

Оноре Домье был художником, графиком и скульптором, который использовал свои таланты, чтобы осветить политику тогдашней Франции.

В 1870-1873 годах Хоноре Домье создал серию картин под названием "Два скульптора". В отличие от произведений Курбе и Милле, у Домье часто присутствуют субъективные и преувеличенные нотки. Тем не менее, его работы предлагают взгляд, открывающий особенности французской жизни в 19 веке.

Орё Домье, Вагон третьего класса, 1862-1864

Эдуар Мане

Хотя Мане часто упоминается в контексте импрессионизма, его связь с реализмом играет почти более важную роль. Именно он создал связь между реалистическими изображениями и импрессионистическими произведениями искусства.

В 1867 году художник Эдуард Мане создал картину "Казнь императора Максимилиана".

Влияние на международное искусство

В результате успеха реализма в Европе американские художники вскоре взяли его под влияние. Его влияние особенно прослеживается в исследованиях современной городской жизни Эдварда Хоппера и искусстве Джеймса Аббота Макнилла Уистлера в 1860-х годах.