Рембрандт Харменс ван Рейн, нидерландский художник золотого века, прославился своим мастерством в создании самопортретов. В этих произведениях он не только изучал себя и свою внешность, но и отражал сменяющиеся времена и эстетические тенденции.

Величие Рембрандта как живописца и его неподражаемый стиль проявляются в серии его самопортретов. Он мог уловить мельчайшие детали своего лица, зафиксировать на холсте выразительность глаз и изобразить характер и настроение.

Однако, можно заметить, что с течением времени Рембрандт менял свой подход к созданию самопортретов. В начале карьеры он изображал себя в полном росте, показывая свое присутствие и силу. В более поздних работах он предпочитал более интроспективный подход, фокусируясь на лице и выражении собственного "я".

Кроме аспектов стиля и коммерческой ценности, эти самопортреты также отражают исторические события и общественную динамику. Они стали свидетельством эволюции техники портретирования, трендов моды и культурных ценностей.

Таким образом, самопортреты Рембрандта представляют собой сокровищницу информации о самом художнике, времени, в котором он жил, и обществе, которому он служил. Эти произведения и сегодня продолжают восхищать и вдохновлять зрителей всего мира, подтверждая величие Рембрандта как художника и его гениальность.

Рембрандт ван Рейн был нидерландским барочным художником, рисовальщиком и графиком, который не только считается одним из самых великих художников всех времен, но и создал самое большое количество автопортретов среди известных художников.

Взлеты и падения Рембрандта

В Золотой век Нидерландов он был очень успешным как художник, учитель и художественный дилер, но его дорогой образ жизни и несколько неудачных инвестиций привели к тому, что в 1656 году он объявил о банкротстве.

Также его личная жизнь была сложной: он уже в раннем возрасте потерял свою первую жену и троих из четырех детей, а в конце концов умер его единственный оставшийся сын Титус в возрасте 27 лет.

Несмотря на все это, во время этих трудных времен Рембрандт продолжал создавать искусство. Помимо множества библейских сюжетов, исторических полотен, портретов по заказу и некоторых пейзажей, он также создал необычайно большое количество автопортретов.

Автопортреты Рембрандта: уникальный взгляд

Около 80-90 картин, рисунков и гравюр, созданных в течение примерно 40 лет с 1620-х годов до его смерти, показывают Рембрандта в его портретах. Новейшие исследования показывают, что некоторые из картины, которые ранее считались нарисованными Рембрандтом, на самом деле были нарисованы его учениками в рамках обучения.

Тем не менее, предполагается, что сам Рембрандт нарисовал около 40-50 автопортретов, сделал семь рисунков и 32 гравюры собственного образа.

Самопортреты документируют лицо Рембрандта от его 20 лет до его смерти в возрасте 63 лет. Благодаря такому большому числу изображений Рембрандта, зрители получают уникальное представление о жизни, характере и психологическом развитии Рембрандта как человека и художника. Это представление очень хорошо осознавал сам художник и сознательно передавал его зрителю.

Самопортреты Рембрандта помогли ему продвигаться в карьере и повышать свое положение в голландском искусстве.

Самопортрет в молодости, 1628 год

Селфпортрет в юном возрасте, 1628 год, масло на дубе, 22,6 х 18,7 см

Этот автопортрет является одним из первых работ Рембрандта и может быть понят как исследование контраста света и тени (кьяроскуро), мастерство которого Рембрандт продемонстрировал в последующие годы.

Данная картина интересна тем, что Рембрандт решил скрыть свою фигуру в этом автопортрете, используя кьяроскуро, вместо того чтобы акцентировать черты лица яркостью. Его лицо в большей части скрыто в глубокой тени, и зритель едва может различить его глаза, безэмоционально уставленные вдаль.

Селфпортрет в юном возрасте также является интересным примером его техники граффито. Он использовал острый предмет, чтобы выцарапать верхние слои краски и тем самым выделять отдельные пряди его локонов.

Самопортрет с горловиной, 1629

В 1629 году художник создал свое самопортрет с горловиной. В этой картинах он изобразил себя с необычным деталем в костюме - горловиной, которая придает его образу особого очарования и изысканности.

На лице художника отражается его внутренняя суть и творческая индивидуальность. Он глядит на зрителя с глубокой и задумчивой мудростью, передавая свои мысли и чувства через холст. Горловина, выполненная в деталях, создает эффект утонченности и роскоши, подчеркивая важность искусства и его роли в жизни художника.

Весь образ художника на картинах пропитан эстетикой эпохи, отображая характерные черты стиля и манеры представления. Однако, через эту уникальную деталь горловины, художник вносит свой собственный вклад в произведение и делает его неповторимым.

Это произведение искусства является уникальным и великолепным примером самовыражения и художественного мастерства. Оно притягивает взоры и позволяет ощутить глубину мысли и душевное состояние художника.

Самопортрет с горгетом, 1629 год, масло на дубе, 38,2 см x 31 см

Долгое время этот портрет считался копией работ Рембрандта, но Клаус Гримм в 1990-х годах смог предоставить убедительные доказательства своей гипотезы о том, что это оригинал, а копия висит в Маврицийхуисе в Гааге.

Версия в Маврицийхуисе стилистически отличается, так как она нарисована более плотными мазками по сравнению с более свободными мазками оригинала. Также инфракрасная рефлектография, проведенная в 1998 году, показала, что в версии Маврицийхуиса было подмалеванье, которое не является типичным для подхода Рембрандта.

На этом портрете Рембрандт носит горгет на шее. Работа считается одним из многих троньев, которые он написал. Он использовал технику хиароскуро, закрывая частично свое лицо.

Самопортрет, 1640 год.

Самопортрет, 1640 год, масло, холст, 102 х 80 см

Эта картина находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне. Самопортрет показывает Рембрандта в среднем возрасте, наслаждавшегося успешной карьерой, но также испытывающего трудности жизни.

Он изображает себя уверенным и мудрым, одетым в одежду, подразумевающую богатство и благополучие.

Самопортрет, 1659 год

Самопортрет, 1659, масло, холст, 84,5 x 66 см

В этом портрете 1659 года Рембрандт настойчиво смотрит на зрителя после жизни, полной успехов и неудач. Эта картина была создана после того, как его дом и имущество были проданы на аукционе из-за банкротства. В этой картине сложно не увидеть в каком состоянии находился Рембрандт в то время.

На самом деле, Рембрандт стремился в этой картине повторить позу, одежду и выражение из картины Рафаэля. Рембрандт был открытым поклонником Рафаэля, который также представлен в этой картины как опытный мастер.

Таким образом, самопортреты Рембрандта показывают, что несмотря на все его переживания, он сохранил свою достоинство и самоуважение.

Самопортреты как автобиография

Несмотря на то, что селфи в 17 веке стало привычкой, никто не создавал их так много, как Рембрандт. Только когда ученые начали изучать его творчество сотни лет спустя, они поняли масштаб его самопредставления.

Самопортреты Рембрандта, которые он создавал практически на протяжении всей жизни, являются увлекательным художественным дневником художника на протяжении его жизни.

Портреты можно разделить на три фазы: ранний период, зрелость, поздний период.