Ошибки в атрибуции в искусстве также распространены, как и подделки и манипуляции ценами отдельных произведений.

В то время как последние два можно связать с злонамеренными намерениями и преступными тенденциями, ошибки в атрибуции отдельных произведений обычно происходят из чистого недостатка информации.

Если прошлое произведения искусства должно быть воссоздано на основе информационных фрагментов, одна единственная опорная точка может быть достаточной, чтобы большинство историков искусства, которые рассматривают атрибуцию, сделали неверную оценку.

Особенно интересно рассматривать произведения искусства, которые ранее ошибочно приписывались мужским художникам, но теперь признаются созданными женскими художницами. За годы было выявлено несколько таких случаев благодаря повторным исследованиям и усовершенствованным методам анализа.

В этой статье вы найдете три значимых женских художниц, работы которых сначала ошибочно приписывались их мужским коллегам художникам.

1. Софонисба Ангвиссола

Софонисба Ангвиссола (1535-1625) была итальянской художницей эпохи Возрождения, специализировавшейся на портретной живописи. Как одна из первых женщин, получивших формальное художественное образование, она быстро стала известной в международных кругах.

Их художественный талант был таким выдающимся, что испанский двор пригласил ее преподавать королеве Елизавете Валуа и работать художницей при дворе короля Филиппа II. Однако, официальным званием ее должности при дворе было титулом дворовой дамы, что позднее затруднило приписывание ее работ, так как она редко их подписывала.

Портреты при дворе составляют большую часть ее всего творчества.

Пояснение к неправильной атрибуции ее работ довольно простое: Ангиссола была только неофициальным художником при дворе.

Это означает, что должен был быть и официальный, но все равно подчиненный ей мужской художник. Алонсо Санчес Койо взял на себя эту роль, часто выступая помощником и помогая ей в ее работе.

В 17 веке произошел пожар в испанском дворце, который уничтожил большую часть их работ. Когда оставшиеся картины были найдены без подписи, при анализе исторических записей стало ясно, что их автором являлся Коэльо, так как он был официальным придворным художником во время правления Филиппа II.

В результате, искусствоведы ошибочно приписывали ему практически все портреты дворцовой общественности. Ошибка, которая сохранялась в течение трех веков.

Софонисба Ангуиссола, портрет Филиппа II, короля Испании. Этой картины долгое время приписывали Алонсо Санчеса Коэльо.

Этот портрет изображает короля с суровостью, жизненной силой и гордостью, все важные черты монарха. Никто не мог представить, что женщина-художница нарисовала этот портрет тогда.

Раскрытие истинной художницы за портретом Филиппа произошло в 1910-х годах. До этого историки признавали Коэльо автором, как по записям, так и по сходству его стиля с Ангуиссолой. Оба они много лет работали вместе и влияли друг на друга.

Из-за особенности своего таланта историки ошибочно относили множество произведений Ангуиссолы к произведениям Тициана или Сурбаранов. Однако такие ошибки могли быть легко исправлены из-за временных или географических несоответствий.

2. Ошибочные приписки в искусстве Артемизии Джентилески

Артемизия Джентилески (1593-1653) была художницей эпохи барокко в Италии. Ее художественная репутация и достижения в последние годы, безусловно, получили значительное признание.

Это развитие связано с обнаружением ее подписи на многих впечатляющих произведениях, ранее приписываемых мужчинам своего времени.

Одним из наиболее известных примеров неправильной атрибуции своего произведения является изображение Джудит и рукоположение, созданное Гентилески. В нем изображены два мужчины, наблюдающие за молодой Джудит во время ванны. Эта история вызвала интерес у многих старых мастеров. Антонис Ван Дейк, Рубенс, Тинторетто и Веронезе изобразили ее всех с переменной безразличием к беспокоящейся женщине.

Неправильная атрибуция искусства может создавать путаницу в истории и толковании произведений. Она может приводить к недооценке или преувеличению творческой роли автора. В случае Гентилески ее работу некорректно приписывали другим художникам, что привело к неверному пониманию и интерпретации.

История о Сузанна и стариках является популярной темой в искусстве. Многие художники на протяжении веков изображали эту сцену, каждый собственным образом. Но именно произведение Гентилески привлекло особое внимание и вызвало споры.

Артемизия Джентилески, Сусанна и старейшины, 1610

Ни одному из этих художников не удалось подойти к теме с таким опытом эмпатии, как Джентилески.

Сусанна Джентилески поразительно реалистична и отказывается подчиниться своему собственному насилию. Она не безразлична и не покорна, как можно представить ее в более ранних изображениях Сусанны. Героиня Джентилески не терпит божественного влияния. Она берет ситуацию в свои руки, отталкивая похотливых мужчин, чтобы избежать душной обстановки.

Это изображение долгое время ошибочно приписывали отцу Артемизии, Орацио Джентилески.

В 1990-х годах, когда литература об искусствоведческих исследованиях жизни художницы стала более плотной, появились подтверждения, что речь идет о картине ее дочери. Картина "Сусанна и старейшины" сегодня считается ранним шедевром Гентилески. Ей было всего семнадцать лет, когда она закончила эту картину.

Трудно представить девушку этого возраста с таким выдающимся талантом и впечатляющей техникой для того времени. Однако Артемизия Гентилески известна тем, что она превосходила ожидания.

В феврале этого года реставраторы наконец-то исправили еще одно неправильное авторство, присвоив его Гентилески. Наш отчет по этому поводу можно найти здесь.

Было официально приписано Артемизии Джентилески картина с библейской сюжетной линией "Давид и Голиаф", после того как ее подпись была обнаружена во время реставрации произведения искусства.

Артемизия Джентилески, Давид и Голиаф, поздние 1630-е годы, Фото: Студия Саймона Гиллеспи

3. Мари-Дениз Вильерс

Мари-Дениз Вильерс (1774-1821) была французской художницей классицизма и специалистом в портретном искусстве, ученицей Жака-Луи Давида.

Кунстхисторики долгое время приписывали ей портрет Мари Жозефины Шарлотты дю Валь д'Онь с мастерства Жака-Луи Давида.

Мари-Дениз Вильер, Портрет Мари Жозефины Шарлотты дю Валь д'Онь, 1801

Это произведение является загадкой во многих отношениях.

Сцена чрезвычайно разнообразна, по сравнению с простотой названия. Молодая женщина стоит в центре картины, у нее одинокий выражение лица. Она держит доску с полотном, похожим на холст.

Позади нее находится окно с разбитым стеклом. Вдали можно заметить влюбленную молодую пару. Эта композиция вместе с ярким контрастом света и тени создает тревожную атмосферу для на первый взгляд банального портрета.

Авторство картины также неоднозначно и спорно веками.

Первым именем, которое было упомянуто в качестве потенциального автора, было имя Жак-Луи Давида, и несложно понять, почему. Ошибочное приписывание, возможно, произошло после приобретения портрета семьей du Val d'Ognes. Неизвестно, произошло ли это намеренно или случайно. Возможно, семья хотела похвастаться тем, что владеет произведением известного художника.

В 1917 году картина была приобретена Метрополитен-музеем искусства. В 1951 году тогдашний куратор MET Чарльз Стерлинг подтвердил, что картина впервые была выставлена на Парижском салоне в 1801 году. Это был тот самый год, когда Жак-Луи Давид бойкотировал выставку и поэтому больше не мог быть автором. Затем Стерлинг предположил, что женщина изобразила этот холст.

Сорок лет спустя, в 1995 году, Маргарет Оппенгеймер представила убедительные аргументы, подтверждающие его предположение, изучив тщательно записи учеников Жака-Луи Давида.

Несмотря на то, что авторство, похоже, было установлено, интерес к картине по-прежнему остается очень большим.

В 2011 году искусствовед Анн Хиго не побоялась аргументировать, что это автопортрет художницы. Семья дю Валь д'Онь впервые назвала его картиной Шарлотты дю Валь д'Онь только после покупки, и, возможно, этот титул не совсем точно закрепился.

За тем, чтобы это был автопортрет Мари-Дениз Виллерс, говорит то, что черты лица изображенной схожи с тем, как их изображала сестра Виллерс (также художница) Мари-Виктуара Лемуан.

Деталь: Мари-Виктуар Лемуан, Портрет Мари-Дениз Виллер, 1798-99.

Независимо от спекуляций о изображенных лицах, это произведение искусства является мастерским изображением молодой художницы.

В последние два десятилетия оно было выставлено в Соединенных Штатах и в Европе. Картина сумела очаровать своей мощной энергией и загадочной композицией даже тех посетителей музея, которые не осведомлены о сложной истории, лежащей в основе произведения.