Парижский салон – это знаменитая выставка, которая играла важную роль в развитии искусства в Европе. Он стал источником вдохновения для множества художников и преподнес множество новых идей и техник в мир искусства.

Созданный в 1667 году по указу Людовика XIV, Парижский салон был призван стать площадкой для представления и обсуждения произведений искусства разных жанров. С момента своего появления он стал главным культурным событием года, собирающим в одном месте самых талантливых художников и их зрителей.

В начале своей истории Парижский салон фокусировался на академической живописи, исторических сюжетах и портретах аристократов. Однако с течением времени он претерпел изменения и стал отражать разнообразие художественных направлений и стилей.

В ХIХ веке Парижский салон стал центром, где молодые художники могли показать свои работы и получить обратную связь от зрителей и критиков. Это позволило новым идеям и техникам процветать и способствовало появлению таких стилей, как импрессионизм, постимпрессионизм и сюрреализм.

Одной из самых ярких глав в истории Парижского салона был 1863 год, когда Наполеон III разрешил организацию выставки отвергнутых художников, которая стала известна как «Салон независимых». Это событие сильно повлияло на развитие современного искусства и открыло двери для экспериментов и новаторства.

Парижский салон продолжал существовать до 20 века, после чего потерял свое значение в силу изменяющихся художественных тенденций и развития других выставочных форматов. Однако его влияние на художественную культуру Европы остается непреложным.

В 18-м и 19-м веках салон был самой важной выставкой искусства в Париже. Организатором Салона Парижа была известная Королевская академия живописи и скульптуры, которая назначала жюри из специалистов для выбора произведений, достойных выставки.

Прежде чем рассмотреть значение Парижского салона и альтернативные мероприятия, сформировавшиеся со временем, важно понять происхождение этой первой европейской художественной выставки и ее связь с французской системой художественных высших учебных заведений.

Значение академий во Франции

В эпоху возрождения искусство переживало культурное возрождение по всей Европе.

Во Франции, во времена этого золотого века, возникли академии, которые должны были стать уважаемыми институтами, способствующими развитию всех аспектов французской культуры. В 1570 году французский поэт Жан-Антуан де Бэфф основал Academie de Poesie et de Musique, первую академию во Франции. Поддерживаемая Шарлем IX Французским, эта организация была создана как средство возрождения классического стиля. Цель, которую разделяла Academie royale de peinture et de sculpture.

Академия королевской живописи и скульптуры была основана в середине XVII века. Эта академия была первой своего рода и стремилась дать возможность всем художникам-ремесленникам - не только тем, кто был несправедливо привилегирован архаической цеховой системой - работать как профессиональные художники. Идею предложили известные личности, такие как придворный художник Шарль Лебрен и Мартин де Шармуа, которые предложили эту идею королю Людовику XIV, который в 1648 году выразил свое согласие.

Жан-Баптист Мартин, Встреча королевской академии живописи и скульптуры в Лувре, ок. 1712-1721.

Подобно следующим академиям, включая Королевскую академию танца, Королевскую академию наук и Королевскую академию архитектуры, Королевская академия живописи и скульптуры стремилась обнаруживать и развивать художественные потенциалы.

Для достижения этой исключительной цели академия начала регулярно проводить салоны.

Официальный Парижский салон

Первый салон был открыт для ограниченной аудитории в 1667 году. Выставка, поддерживаемая французской монархией в Салоне Карре (помещение Лувра), представляла работы выпускников Королевской академии живописи и скульптуры.

В 1791 году смена собственников организации произошла со стороны королевского учреждения к государственным органам.

Начиная с 1795 года, представление произведений стало возможным для всех художников. Однако система жюри, существующая на тот момент почти 50 лет, редко отказывалась от традиций. При выборе произведений искусства она предпочитала консервативные, конвенциональные темы - включая исторические, мифологические и аллегорические сцены, а также портреты, написанные в естественной манере.

Франсуа-Жозеф Эм, Салон 1824 года, 1827 год

Вплоть до XIX века традиционный вкус Академии был одобряем, пока в Париже не объединилась авангардная, предсказующая художественная группа. В то время как большинство произведений современных художников было отвергнуто Академией, некоторым художникам удалось обеспечить своим контроверсиальным работам место, включая "Олимпию" Эдуара Мане 1863 года и "Мадам Х" Джона Сингера Сарджента.


Эдуар Мане, "Олимпия", 1863 год


Джон Сингер Сарджент, "Мадам Х", 1883/84 год


Однако, в большинстве случаев произведения, не соответствующие традиционному вкусу Академии, были отклонены, что заставило будущеориентированных художников самостоятельно взять на себя организацию выставки своих работ.

Это привело к упадку Парижского салона в 1880-х годах и к появлению нескольких альтернативных салонов, каждый из которых имел свои особенности.

Важные альтернативные Парижские салоны

Уже в 1830-х годах во время Парижского салона по всему городу появились сателлитные шоу. Эти независимые выставки часто показывали произведения, отклоненные жюри.

Салон отказников

Место проведения Салона отказанного: Дворец промышленности в Париже

Салон отказанного с 1863 года был первым значительным альтернативным событием к Парижскому салону.

Иронично, что этот "Салон отвергнутых" не был организован обиженными художниками или сторонниками авангарда.

Вместо этого он был постановлен императором Наполеоном III, который считал его способом утешить тех, кто был недоволен ограниченным выбором произведений на официальном Парижском салоне.

Хотя они изначально были осмеяны большинством, многие произведения, представленные на Салоне отказанного, сегодня считаются шедеврами, включая Le dejeuner sur l'herbe ("Завтрак на траве") Мане.

Эдуард Мане, Завтрак на траве, 1863 год

Выставка импрессионистов 1874 года

Через одиннадцать лет после Салона отвергнутых импрессионисты, изначально известные как Кооперативное анонимное общество художников-живописцев, скульпторов и граверов, провели свою первую собственную выставку.

Они представили произведения, созданные и отобранные самими импрессионистами, не подавая их на участие в выставке в Салоне Парижа.

Место проведения выставки: ателье фотографа Надара в Париже

Эта выставка в ателье Надара, современного французского фотографа, включала несколько картин от 30 художников, в том числе Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Камиля Писсарро. Среди этих работ была картина Моне "Импрессия. Восход солнца", которая стала символом стиля импрессионизма.

Импрессионисты продолжали проводить ежегодные выставки до 1886 года. Среди самых важных произведений, показанных на этих выставках, можно упомянуть "Бал мулена Галета" Ренуара и "Воскресный день на острове Ла Гранд-Жатт" Жоржа Сера.

Пьер-Огюст Ренуар, "Бал мулена Галета", 1876

Жорж Сера, "Воскресный день на острове Ла Гранд-Жатт", 1884-1886

Салон Независимых

Два года до окончания своей 12-летней выставочной серии, импрессионисты инициировали Салон Независимых. Эта выставка все еще активна в наши дни.

Место проведения выставки с 1920 года: Grand Palais в Париже

Салон Independants был основан Полем Сезанном, Полем Гогеном, Анри де Тулуз-Лотреком, Полом Синьяком и другими ведущими художниками модерна. Его обещание состояло в проведении без жюри и без вознаграждения. Полная независимость от официальных институтов была в центре внимания объединения.

На открытии было выставлено 5 000 работ от более чем 400 художников. За свою 136-летнюю историю Салон де Индепандан наблюдал такие яркие моменты, как опус Поля Синьяка 217.

Поль Синьяк, Опус 217, 1890 г.

Салон осени

Салон де Индепандан не единственный крупный художественный салон, который существует и по сей день.

Каждый год в октябре на знаменитом проспекте Шанз-Элизе открывает свои двери Лыжный салон (Парижский осенний салон). Здесь приглашаются художники со всех областей для выставки изобразительного искусства, декоративных предметов и фотографии.

Фотография Салона автомна 1904 года Андре Воллар

Первый Осенний салон прошел в 1903 году. За свою 117-летнюю историю Салон автомна породил множество значимых произведений, которые способствовали известности художественных стилей и движений, таких как фовизм и кубизм.