Флюксус - это художественное движение, возникшее в середине 1960-х годов. Оно было известно своим экспериментальным подходом к искусству и связанными с ним инновациями.

Fluxus не была стандартным художественным движением, оно отличалось от других своим интердисциплинарным и загадочным подходом к искусству.

Флюксус объединил в себе элементы искусства, действий, музыки и литературы с целью разрушения традиционных границ и создания новых форм самореализации художника.

Одной из центральных идей флюксуса было использование игры и юмора в своих произведениях, чтобы вызвать интригу и заинтересовать зрителей.

Флюксус стал активным средством протеста против коммерциализации искусства и снятия статических форм и ограничений на его производство и потребление.

Стиль флюксуса инспирировал многих художников, включая Йоко Оно, Джона Кейди, Джорджа Макьюна и Марселя Дюшана.

Флюксус был неформальной группой художников, охватывающей всю планету, но особенно присутствующей в Нью-Йорке.

Георг Мацинас считается исторически основателем и организатором движения, описывая флюксус как смесь Спайка Джонса, водевиля, Кейджа и Дюшана.

Подобно футуристам и дадаистам до них, художники флюксуса не соглашались с авторитетом художественных музеев в определении стоимости искусства. Они также считали, что для восприятия и понимания произведения искусства не требуется особого образования.

Флуксус хотел не только, чтобы искусство было доступно массам, но и чтобы каждый создавал искусство все время. Определение флуксуса часто является сложной задачей, поскольку многие художники флуксуса утверждали, что акт определения движения уже ограничивает его и упрощает.

Важные идеи флуксуса

Начало и развитие группы

Флуксус был авангардным художественным направлением, созданным в конце 1950-х годов в результате объединения художников, разочаровавшихся в элитарном отношении, которое тогда чувствовалось в мире искусства.

Эти художники вдохновлялись футуристами и дадаистами, особое внимание уделяли аспектам перформанса движений. Дадаистическое использование юмора в искусстве также было решающим фактором для возникновения этики флуксуса.

Среди самых доминирующих сил были Марсель Дюшан и Джон Кейдж, которые использовали повседневные предметы и элемент случайности в искусстве, что стало основным принципом и практикой всех художников Флюксуса.

Первоначальная фаза движения, также известная как Прото-Флюксус, началась уже в 1959 году, когда группа художников, познакомившихся на курсе Кейджа в Нью-Йоркской школе, объединилась. Эта группа стала площадкой для экспериментального искусства и перформанс-искусства. Эль Хансен, Дик Хиггинс и Джексон Маклоу были связаны с этой группой и были частью Флюксуса.

Джордж Мациунас, часто рассматриваемый как ведущая сила за исключением более незавершенного движения, часто присутствовал в зрительном зале на местах выступлений. Мациунасу приписывается название "Флуксус", которое должно было означать "течение".

Первое мероприятие Флуксуса было организовано Мациунасом в 1961 году в галерее AG в Нью-Йорке, где он был соучредителем. Мероприятие называлось "Хлеб и AG" и состояло из чтения стихов поэта Франка Кюнстлера. Это было первое из серии выступлений, которые были проведены в этом году в галерее AG.

Концепции и стили Флуксуса

Джордж Мациунас часто и утвердительно выражал свою точку зрения, что часто приводило к конфликтам между ним и художниками Флуксуса. Мациунас высказывал свои убеждения в манифестах, в том числе в том, что, по крайней мере, институциональные формы изобразительного искусства должны полностью исчезнуть. Другие художники Флуксуса, такие как Джексон Мак Лоу, не согласны с ним, как он написал вот это:

"Я не хотел бы устранять музеи (я люблю музеи)".

Мациунас был непостоянным лидером; он необдуманно изгонял людей из Флуксуса по своим капризам и без колебаний изгонял художников из-за самых маленьких разногласий. В 1963 году Мациунас исключил Джексона Мак Лоу из группы, а на следующий год он выставил за его пределы Дика Хиггинза, Элисон Ноулз и Нам Джун Пайка.

В сущности, существовала группа художников, которых все считали частью флюксуса, но не все разделяли одни и те же идеалы, и каждый видел флюксус по-своему.

Мероприятия флюксуса включали участие публики, чтобы вовлечь общественность в творческий процесс искусства. Вот так это было в 1970 году на флюксусном фестивале, организованном Джоном Ленноном и Йоко Оно, где Матсюнас создал бумажные маски для них, которые должна была надеть публика. Таким образом, Матсюнас сместил роль зрителя от наблюдателя к исполнителю. Использование публики как центрального элемента в произведении было логичным продолжением его идеи, что все может заменить искусство и каждый может его создавать. Ценность искусства должна быть снижена путем его неограниченного массового производства, доступного для всех и, в конце концов, производимого всеми.

Альтернативно, несмотря на то, что Fluxus в основном известен своими событиями и организованными мероприятиями, художники Fluxus также создавали более пластические формы искусства, такие как коробки с различными предметами, печатными изданиями и фильмами Fluxus. Иногда эти работы не подписывались, в соответствии с убеждением Мациунаса, что эго художника должно быть устранено из произведения искусства.

Связь с философией Зен

Зен - это японская буддистская философия, которая акцентирует внимание на медитации и значимости настоящего момента. Ни один момент не должен быть важнее другого в жизни. Зен оказал сильное влияние на Джона Кейджа, который полагал, что искусство должно заниматься равноценностью ценностей, а не поднимать художественные переживания над повседневными. Таким образом, искусство становится средством осознавания окружающей среды. Это прямо вытекает из буддистских учений о значении сознания и присутствия в каждом моменте жизни.

Зен - это также путь к самопознанию через медитацию и осознание унаследованных убеждений и восприятий. В зен-буддизме большое внимание уделяется практике наблюдения дыхания и постепенному освобождению от мыслей и концепций. Через постепенное снижение активности ума, практикующий может достичь состояния полного присутствия и гармонии с окружающим миром.

В современном мире все больше людей прибегают к практике зен-медитации для снятия стресса и обретения внутреннего покоя. Будучи техникой ментальной тренировки, зен-медитация помогает улучшить концентрацию, способность к релаксации и саморегуляции.

Буддизм и его ветвь зен стали популярными в западной культуре, привлекая интерес многих людей к их учению и практике. Многие виды искусства, такие как живопись, музыка и литература, исследуют и воплощают идеи зен и его подхода к моменту и реальности.

Флуксус-художники пытались применить эту философию к искусству. Эта идея возникла из занятий Кейджа в Нью-Скул, где некоторые художники двигались в своей работе в этом направлении. Помимо желания бросить вызов элитарным художественным институтам, другая сторона флуксуса заключалась в достижении своего рода просвещенного состояния, в котором искусство настолько включалось в жизнь, что искусство и жизнь становились единым целым, и между ними не было различия.

Хотя Мацинас однажды сказал, что флуксус больше похож на Зен, чем на Дада. Сам Мацинас был меньше занят аспектом Зена вещей, чем политическим и бессмысленным отношением.

Развитие после флуксуса

Флюксус, безусловно, закончился смертью Мациунаса в 1978 году. По желанию Мациунаса были организованы погребение флюксуса, организованное Джеффри Хендриксом, где выступило несколько художников-флюксуистов. После этого была проведена вечеринка, на которой все блюда были черными, белыми или фиолетовыми. Это было последнее большое мероприятие флюксуса, хотя до сих пор время от времени происходят более мелкие события.

Влияние флюксуса продолжает ощущаться в различных областях искусства, особенно в поздних проявлениях перформанс-искусства, граффити и стрит-арта, а также среди художников, сознательно работающих вне установленных музейных систем. Художник вроде Бэнкси является отличным примером продолжения философии флюксуса.

Известные произведения флюксуса

Акция с разрезанием (1964-1966)

Художник: Йоко Оно