В XV веке Лоренцо де Медичи финансировал во Флоренции Скульптурный сад Медичи, который стал одной из главных точек встреч западной истории искусства.

Сад был оазисом римских шедевров, окруженных монастырем Сан Марко. Школа живописи и скульптуры, находившаяся в саду, привлекала самых перспективных молодых художников того времени, чтобы изучать древность и приспосабливать своё искусство к вкусу преимущественных заказчиков.

В центре художественной выставки находились работы предпочитаемого Лоренцо скульптора Бертольдо ди Джованни, который также был назначен учителем и руководителем школы.

Жизнь и творчество Бертольдо ди Джованни

Бертольдо сегодня известен мало кому как ученик Донателло и учитель Микеланджело. Он начал свою карьеру в качестве ученика у Донателло и позднее стал знаменитым придворным художником Медичи.

Семья Медичи, которая правила во Флоренции в течение трех веков, была главным меценатом эпохи и поддерживала множество художников эпохи Возрождения своим состоянием, полученным из банковского бизнеса.

С поддержкой Медичи и их богатой коллекцией искусства, доступной для него, Бертольдо мог создавать искусство высочайшего качества.

Владение Бертольдо бронзовыми литейными техниками и умелое переосмысление древних мотивов отражаются в впечатляющей битвенной сцене времен около 1485 года.

Бертольдо ди Джованни, Деталь с битвенной сцены, ок. 1480–85 Национальный музей Барджелло, Флоренция


В то время как произведение имитирует формат и тему классических саркофагов, оно достигает новой размерности робкой динамики.


Триумфальные римские воины и их кони возвышаются над переполненной толпой, в то время как их враги-варвары под ними раздавливаются.


Отношение между Бертольдо и Микеланджело


Лоренцо поручает Бертольдо заняться обучением следующего поколения художников эпохи Возрождения. Среди учеников Бертольдо был и молодой Микеланджело Буонарроти, который позднее стал одним из самых известных художников в истории.


Бертольдо не догадывался, что этот же ученик, который принесет его школе огромную славу, разрушит его собственное художественное наследие.

Микеланджело был в значительной степени самоучкой, наделенным выдающимися способностями. Согласно его собственному биографу, ни один из его учителей не смог бы преподать ему что-либо даже в самые кратчайшие сроки.

Перекрытие художественного наследия Бертольдо ди Джованни было еще усилено после его смерти в 1491 году.

В 16 веке Джорджо Вазари написал, пожалуй, самый важный текст в истории итальянского искусства - "Le Vite" - и почти полностью исключил Бертольдо из своего манускрипта.

В связи с отрицанием учителя Микеланджело и упадком Медичи, Бертольдо ди Джованни почти полностью исчез из записей.

Тем не менее, его творчество стилистически продолжает жить в ренессансных произведениях его учеников.

Бертольдо ди Джованни, медаль Пацийского заговора, 1478 год