Эдвард Мунк. произведение "Крик" - описание и интерпретация.

После полотна "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, персонаж, изображенный Эдвардом Мунком в "Крике", возможно, является самым известным персонажем в западной истории искусства. Его андрогинная, образом черепаобличная голова, длинные руки, большие глаза, заметные ноздри и яйцевидный рот укоренились в нашем коллективном культурном сознании. Развертывающийся синий пейзаж и, прежде всего, огненно-оранжевое небо породили множество теорий о показанной сцене.

Как и Мона Лиза, "Крик" также стал объектом драматических краж и возвращений. В 2012 году версия картины с пастелью на картоне была продана частному коллекционеру почти за 120 миллионов долларов, что сделало ее самой дорогой картины, когда-либо проданной на аукционе.

На этой странице вы узнаете все о важном произведении искусства. От подробного описания изображения до толковых подходов, основанных на собственных заявлениях Мунка, мы не оставим без внимания ни одного аспекта его шедевра.

Разные версии "Крика"

Композиция "Крик", задуманная как часть "Цикла жизни" Мунка, существует в четырех версиях.

Кроме того, Мунк создал также литографическую версию в 1895 году. Различные изображения демонстрируют творческий подход художника и его интерес к экспериментам с различными средствами, тогда как тематика работы соответствует теминтересам Мунка, таким как отношения, жизнь, смерть и страх.

Описание картины "Крик"

Несмотря на всю ее известность, "Крик" является удивительно простым произведением, где художник использовал минимум форм, чтобы достичь максимальной выразительности.

Картина состоит из трех основных областей:

Передний и задний планы сливаются воедино, линии холмов простираются и в небо. Человеческие фигуры явно отделяются от этого ландшафта мостом. Строгая линейность композиции контрастирует с формами ландшафта и неба.

Обе беслицевые вертикальные фигуры на заднем плане вписаны в геометрическую точность моста, в то время как линии тела, рук и головы фигуры на переднем плане принимают те же изогнутые формы, которые доминируют в заднем плане ландшафта.

Мунховы фоны и истолкования "Крика"

Кричащая фигура таким образом связана с природным миром через эти формальные средства, что, очевидно, было намерением Мюнха. Пассаж из дневника Мюнха от 22 января 1892 года, написанный в Ницце, содержит предполагаемое вдохновение для этой сцены, так, как ее художник помнил:

"Я шел с двумя друзьями по улицам - солнце садилось - и я почувствовал порыв меланхолии - вдруг небо стало кроваво-красным. Я остановился, оперся на перила, устал до смерти, когда горящее небо красным и мечом над темно-синим фьордом и городом. Мои друзья продолжили путь, а я остался и дрожал от страха - и я почувствовал огромный безграничный крик через природу."

Фигура на мосту, возможно, даже представляет собой самого Мунка, ощущает крик природы, звук, воспринимаемый скорее внутренним слухом, чем ушами.

Но как этот опыт можно визуально передать?

Подход Мунка к опыту синестезии, или объединения чувств, приводит к визуальному изображению звука и эмоций. В этом смысле "Крик" является ключевым произведением для символистического движения и важным вдохновением для экспрессионистического движения раннего 20-го века. Символистские художники из разных стран ставили перед собой вопрос о природе субъективности и ее визуальном представлении. Как сам Мунк в своей записной книжке кратко написал о субъективном видении в 1889 году:

«Не стул должен быть нарисован, а то, что человек чувствует по отношению к нему».

С момента первого появления картины "Крик" многие критики и ученые пытались определить точную сцену и вдохновение для кричащей фигуры. Например, было утверждено, что неестественные яркие цвета неба связаны с вулканической пылью из извержения Кракатоа в Индонезии, которое в течение многих месяцев вызывало впечатляющие закаты по всему миру. Это событие произошло в 1883 году, за десять лет до того, как Мунк нарисовал первую версию «Крика».

Как показывает запись в дневнике Мунка в южной Франции, а также воспоминание об одном вечере на норвежских фьордах, "Крик" является произведением памяти, а не воспринимаемой реальности. Как отмечают искусствоведы, фигура имеет сходство с перуанской мумией, которая была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1889 году (артефакт, который также вдохновил символистического художника Поля Гогена), или с другой мумией, выставленной во Флоренции.

Хотя такие события и объекты визуально кажутся правдоподобными, эффект работы на зрителя не зависит от знания точного списка исторических, натуралистических или формальных источников.

Скорее Мунк пытался выразить внутренние эмоции через внешние формы и создать визуальное образ для универсального человеческого опыта.