Живописное полотно "Качели", созданное Франсуа Буше в эпоху рококо, считается одним из главных произведений искусства этого времени. Оно поражает не только своей прекрасной красочностью, но и экспрессивностью эротической символики, которая скрыта в каждой детали произведения.

Главным мотивом картины является тайная встреча двух возлюбленных на уединенной луговой полянке. Но это лишь поверхностная интерпретация, потому что каждый элемент композиции несет с собой глубокий символический смысл.

Первое, что бросается в глаза - это сама качель, которая стала не только спортивным развлечением, но и метафорой для любовной игры. Она символизирует перемены, изнеможение от страсти и наслаждение, которое приходит от риска и неожиданности.

Почти не заметный венок, свешивающийся на дереве, дополняет образ и добавляет загадочности. Венок, символизирующий победу и торжество, намекает на то, что любовь и сексуальность - это путь к благоденствию и взаимной радости.

Но самая объясняющая деталь картины - это куртина, прозрачно опускающаяся за спину возлюбленных. Она олицетворяет стена между чувственным миром и внешним, скрытую страсть и общественные нормы. Герои находятся под ее защитой, в своем личном пространстве, где могут насладиться своей страстью и любовью без преград.

Таким образом, "Качели" Фрагонара являются не просто красивым рококо-пейзажем, но и глубоким символом любви и страсти, который затрагивает сердца зрителей и вызывает множество размышлений.

В истории живописи произведение Жана-Оноре Фрагонара "Качели" (1767) является бесподобным в своей легкомыслии и чрезмерной романтике.

Центральным элементом произведения является молодая женщина, одетая в взметнутое, балетно-розовое платье, парящая на фоне драматически освещенной поляны и качающаяся на пурпурных качелях над землей.

Она бросает свой туфель на скульптуру Амура, смотря на мужчину, скрывающегося в кустах под ней.

Ее возлюбленный одет в костюм, торжественно протягивает черный треуголник в кусты и с влюбленной улыбкой разглядывает подол женщины. В тени за ней старец тянет веревки качелей.

Картина в контексте своего времени

Жан-Оноре Фрагонар, "Качели", 1767/1768

"Качели" не особенно доступны для зрителя 21 века или для кого-то, кто не связан с двором Парижа или Версаля. Они также не дают реальных истин о человеческой природе.

В то время как в истории его создания есть интересные факты, "Качели" Фрагонара в конечном итоге погружены в развлечения и фантазии высшего общества. Их гедонистическая тема и детали делают его иконой рококо и постоянным источником творческого вдохновения.

Создание картины

Барон Луи-Гийом Байе де Сент-Жюльен заказал "Качели" у Фрагонара с непристойными намерениями. Сент-Жюльен хотел изобразить свою возлюбленную, при этом подглядывая под ее юбку.

Сначала барон попытался поручить выполнение работы историческому художнику Габриэлю Франсуа Дуану. В связи с неприличным характером задания Дуан отказался.

Фрагонар не испытывал таких сомнений - и его карьера от этого только выиграла. В конце концов, во Франции Марии Антуанетты не требовалась ни строгость, ни простота. Благодаря успеху картины Фрагонар успешно перешел от исторического художника, разочарованного королевской администрацией, к предпочитаемому художнику верхних сословий, члены которых, очевидно, склонны и способны платить вовремя.

Скрытые символы в "Качеле"

Фрагонар не только не обращал внимание на грязную суть заказной работы, но и получал удовольствие от исполнения задания.

В книге "На небесах и в плоти: образы желания от Ренессанса до Рококо" (1995) искусствоведы Клайв Харт и Кей Стивенсон называют качели "скрытым изображением полового акта".

В более разговорной форме они видят картину как дерзкое намекание на половой акт, в котором женщина сидит сверху. Харт и Стивенсон аргументируют, что возлюбленная активно участвует в нем и даже запускает эту кокетливую игру: качаясь туда и сюда, она пассивно, но полностью обожающе смотрит на весь процесс.

И все это в то время, когда он протягивает вперед длинную, фаллическую руку.

Амурский статуэтка - еще один мощный эротический символ. Фрагонар в своей картине изображает скульптуру "Л'Амур Менасант", которую Этьен-Морис Фальконе изготовил для Мадам де Помпадур, возлюбленной Людовика XV и могущественной меценатки искусства. Фрагонар, вероятно, хотел намекнуть на непозволительную любовь на самых высоких уровнях французского общества, обращаясь к этой работе.

Фальконе, Морис Этьен (Etienne Maurice Falconet), "Угрожающая Любовь" Фото: Tetraktys / Wikipedia / CC BY-SA 3.0

В более давней истории искусства "Качели" обращаются к жанру будуарных портретов. Это картины, изображающие женщину в ее частной комнате, готовую к романтическому свиданию.

В отличие от этого, деятельность на этой картина происходит на улице. Решение поставить тройственность в саду указывает как на ударение на роль природы в грядущей романтике, так и на то, что центральный женский персонаж может поиграть более активную роль в сцене.