Шайлд Хассам (1859-1935) был американским художником-импрессионистом и одним из ведущих представителей этого направления в Соединенных Штатах. Его произведения характеризуются светлой палитрой, тонкой игрой света и тени, а также живыми и динамичными композициями.

Хассам родился в Дорчестере, Массачусетс. В юности он проявил интерес к искусству и поступил в местную академию художеств. Позднее он продолжил образование в Париже, где познакомился с работами великих импрессионистов, таких как Моне, Ренуар и Дега.

Под влиянием европейского искусства, Хассам развил свой уникальный стиль, отличающийся от его современников в Америке. Он предпочитал изображать городскую жизнь и окружающую среду. Его любимыми мотивами были улицы Нью-Йорка, сады, парки и архитектурные достопримечательности.

Хассам также был известен своими работами, посвященными морской тематике. Он часто посещал побережье и создавал полотна, изображающие пляжные сцены, парусные суда и моряков. Его работы отличались живописностью и проникновенностью, захватывая зрителя своей атмосферой и эмоциональностью.

Известный и признанный художником, Хассам получил множество наград и почестей в течение своей карьеры. Его работы были выставлены в престижных галереях и музеях, а также украшали частные коллекции. Он оставил неизгладимый след в истории американского искусства и продолжает вдохновлять новое поколение художников своими творениями.

Фредерик Чайлд Хассам - один из самых выдающихся представителей американского импрессионизма.

В качестве пионера американского импрессионизма, Чайлд Хассам стал самым продуктивным и успешным импрессионистическим художником в новом мире.

Хассам известен своей картиной "Аллея под дождем", которая была приобретена постоянной коллекцией Белого дома при президенте Кеннеди. Эту картину выбрал Барак Обама, чтобы она украшала Овальный кабинет перед его вступлением в должность.

Биография Чайлд Хассама

Фредерик Чайлд Хассам

Родился: 17 октября 1859 года
Умер: 27 августа 1935 года

Детство и первые контакты с искусством

Фредерик Чайлд Хассам родился в Дорчестере, в регионе Бостон. Его отец Фредерик был успешным торговцем, владельцем магазина столовых приборов и обладателем большой коллекции картин и антиквариата. Его мать Роза была родственницей американского классика литературы Натаниэля Хоторна.

Под влиянием окружающей среды Хассам проявил интерес к искусству уже в раннем детстве. Первые уроки рисования он получил во время учебы в Мэтер Скуле, но его родители долго не обращали внимания на его молодой талант.

В ноябре 1872 года страшный пожар уничтожил большую часть делового квартала Бостона, где находилась компания Гассама, которую возглавлял его отец. Чтобы поддержать свою семью, молодой человек покинул школу в возрасте 17 лет и отказался от предложения дяди Фредерика оплатить его обучение в Гарварде. Вместо этого отец представил его на должность клерка в бухгалтерии издательства Литтл, Браун и Компания. В то же время Хассам начал изучать искусство гравюры и нашел работу деревообработчиком.

Ранние работы Чайлда Хассама

В конце 1870-х годов Чайлд Хассам начинает специализироваться на иллюстрации детских историй и в 1882 году открывает свою собственную студию. Он продолжает совершенствовать свою технику, посещая Бостонский художественный клуб и искусствоведческие курсы в Лоуэллском институте (подразделении Массачусетского технологического института).

Первая индивидуальная выставка акварели прошла в 1883 году в бостонской галерее Williams & Everett - где он был представлен под своим полным именем. Впоследствии подруга Селия Тэкстер убедила Фредерика Чайлда отказаться от первой части имени. С тех пор художник подписывает свои работы исключительно как Хайссам, под которым он также вошел в историю искусства. Затем он начал рисовать полумесяц перед своим настоящим именем. Значение этого символа до сих пор неясно. Возможно, это обусловлено тем, что далекие предки были арабскими мусульманами.

Вместе с другом (и членом бостонского художественного клуба) Эдмундом Гарреттом художник отправился в летнюю поездку в Европу в 1883 году, где он рисовал акварельные пейзажи, посвященные природе, и изучал работы старых мастеров и известных современных художников. Особенно впечатлили его работы Уильяма Тернера. 67 акварелей, созданных Хассамом во время путешествия, стали основой для его второй выставки.

После долгого партнерства Хассам в феврале 1884 года женился на Кэтлин Мод Доун. На протяжении всей совместной жизни она руководила домашним хозяйством и организовывала путешествия, так как Хайлд был постоянно в пути, но о ее личной жизни известно мало. После этого художник начал рисовать городские пейзажи, одна из известных картин - "Бостонский парк на закате".

Из постоянной жажды совершенства, он снова вернулся в Париж со своей женой, чтобы улучшить свое искусство масляной живописи. Денег хватило, и в 1886 году пара смогла снять неплохую квартиру и студию с горничной в районе Пигаль, центре парижской художественной жизни. Хассам поступил в академию Жюльена, где он учился под руководством Гюстава Буланже и Жюля-Жозефа Лефебра. В 1889 году художник принял участие в Всемирной выставке, где представил четыре свои полотна и выиграл бронзовую медаль.

Средний период творчества

После возвращения в США в 1889 году Хассамы поселились в Нью-Йорке, где он помог основать Нью-Йоркский акварельный клуб. Будучи интересной личностью, Хассам был известен своим элегантным стилем, он часто носил костюмы из твида и иногда даже монокль.

Немного времени спустя после его прибытия в Нью-Йорк, Хассам встретился с художниками Джоном Твачтманом и Дж. Олденом Виром на открытии выставки Американского общества акварели. Дружба между ними троими была частично обусловлена общей страстью и желанием создавать импрессионистские произведения. Это направление было углублено благодаря дружбе с Теодором Робинсоном, который работал в Живерни, во Франции, с Клодом Моне. В этот период художники собирались вместе, чтобы изучать произведения Моне и других импрессионистических мастеров, таких как Эдгар Дега и Огюст Ренуар, которые можно было увидеть на каждом углу города.

Хассам вдохновлялся городской жизнью и проводил большую часть дней, бродя по Нью Йорку и рисуя места, которые впечатлили его во время его приключений. Иногда он ездил со своим мобильным ателье на карете по улицам города и останавливался там, где ему особенно нравилось.

В то время он, вдохновленный работами французских художников, которые он анализировал, сосредоточился на изображении света, передавая его легкими мазками кисти и осознанными цветовыми гаммами. Таким образом, он стал ведущим представителем американского импрессионизма, стиль, который одновременно был оценен и положительно, и отрицательно как критиками, так и публикой.

Поздний период творчества

С конца 1890-х годов стиль Хассама становится еще более импрессионистическим с использованием быстрых мазков, так тонких, что иногда можно было почти видеть под ними холст. Быстрый темп современного города с его новыми небоскребами и удивительные природные уголки на окраине стали захватывающей тематикой для художника.

В дебатах о значимости импрессионизма Хассам и девять других художников покинули Society of American Artists в декабре 1897 года и основали "Ten American Painters". Когда эта новая группа начала представлять свои работы, именно Хассам был часто считаем самым радикальным.

Возникновение Первой мировой войны послужило источником вдохновения для Хассама в поздний период его художественной карьеры, и привело к созданию множества патриотических произведений и к короткому задержанию, когда он неосознанно нарушил закон, рисуя морскую тренировку на реке Хадсон. Война была темой одной из самых значительных серий Хассама - картины с американскими и другими флагами, украшавшие многочисленные улицы Нью-Йорка в эти годы.

Произведения, отражающие ярко выраженный патриотизм того времени, помогли собрать средства для ведения войны и одновременно укрепить американский дух. Несмотря на все усилия, Хассам не смог сохранить практически тридцать картин с флагами в качестве памятника после окончания войны, поскольку они были проданы в разные регионы.

Хотя Хассам развивался как один из лидеров нового американского художественного движения, в конце своей карьеры он все более явно выражал свою позицию против развития модернизма и его проявлений в Европе. В этот период его жизни он сражался с плохим физическим состоянием и частым употреблением алкоголя, но продолжал рисовать до своей смерти в 1935 году.

Наследие Чайлда Хассама

Чайлд Хассам принял новейшие достижения европейского искусства в 1880-х годах и приложил все усилия, чтобы адаптировать их к изображениям модернизации и индустриализации в Америке.

Несмотря на то, что импрессионизм был вытеснен другими движениями современного искусства в течение долгого времени, Хассам оставался сторонником этого направления. Его произведения способствовали открытию пути другим художникам, таким как Эдвард Хоппер, Чарльз Берчфилд и Эндрю Уайет, которые имели свои стилевые особенности, но продолжали развивать неповторимую американскую тему, созданную ими самими.

Известные картины Чайлда Хассама

Маленькая проезжая дорога (1884)

Описание и анализ произведения искусства: "Задняя дорога" наиболее явно демонстрирует влияние школы Барбизон на работы Хассама. Просторные пейзажи, повозка и облачное небо напоминают о сельских сценах французских художников середины XIX века, работы которых Хассам увидел во время своей первой поездки в Европу в 1883 году. В картинах Хассама сочетаются чувство тишины с летней жарой и признание безграничного природного мира, превосходящего человечество в своей величии.

Но в отличие от реалистических картин Школы Барбизон, содержанием которых являлось разрушенное существование французской крестьянской деревни, картина Хассама отмечает одинокого работника, который едет по дороге, прославляя американскую сельскохозяйственную традицию и пышность ландшафта.

Здесь неровная извилистая дорога указывает как на силу природы, так и на борьбу человека за своё место в ней.

День Гран-При (1887-88)

Описание и анализ произведения искусства: На этой картина показана оживленная улица в Париже, обрамленная деревьями, заполненная повозками, едущими в обоих направлениях и захватывающими парады, которые проходили в Париже в начале ежегодного сезона скачек.

Его значение проявляется в способности Хассама мгновенно обобщить художественные события, происходившие в Париже в то время. Большая часть работы выполнена свободными штрихами кисти, но также явно видно, что Хассам высоко ценил постимпрессионистские произведения искусства, представленные Жоржем Сёром и Винсентом Ван Гогом после распада импрессионизма.

Картина "Союзнический день, 1917 год" (1917) является переходным периодом в карьере Хассама, а также служит документацией перехода в авангардистском искусстве и значимого художественного обмена между Европой и Северной Америкой, в котором произведение Хассама играет важную роль.

Описание и анализ произведения искусства: Хассам известен своей серией почти тридцати работ, созданных между 1916 и 1919 годами, изображающих американский флаг и флаги союзников США из Первой мировой войны, представленные на улицах Нью-Йорка, особенно на Пятой авеню.